ТЕМА 6. Публично-правовые образования
Тема 6. Публично-правовые образования
Помимо физических и юридических лиц участниками гражданских правоотношений являются публично-правовые образования. Таким термином обозначается комплекс субъектов, перечисленных законодателем в ст. 124 ГК РФ: "Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования..." Публично-правовые образования, как следует из перечня, объединяют две группы участников отношений:
- государственные образования (Российская Федерация и перечисленные выше субъекты РФ);
- муниципальные образования (городские, сельские поселения и иные).
В юридической литературе и законодательстве для обозначения государственных, а также муниципальных образований часто используется собирательное понятие "государство". Допустимость такого термина объясняется сложившейся традицией и единством статуса тех или иных разновидностей публичных образований (с учетом того, что каждое из них выступает от своего имени в пределах своей компетенции).
Государство не является традиционным участником гражданских (частных) правоотношений. Известно, что публичные образования создаются с целью осуществления тех или иных властных функций - регулирования экономики, упорядочения социальных и политических процессов и т.п. Как носители публичной (государственной, муниципальной) власти такие образования обладают суверенитетом (верховенством), в силу чего их веления носят общеобязательный характер. Они сами определяют правила, которыми обязаны руководствоваться при осуществлении своих полномочий. Вместе с тем отношения частного права требуют юридического равенства всех участников. Закон указывает, что публично-правовые образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами (п. 1 ст. 124 ГК РФ). Такое "двойственное" положение обусловливает особое место этих субъектов в имущественном обороте.
Статус публично-правовых образований в целом приравнен к положению юридических лиц. К ним "применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов" (п. 2 ст. 124 ГК РФ). Такой подход законодателя объясняется прежде всего общностью правовой конструкции статуса названных субъектов: оформление юридического "облика" в форме организационного единства тех или иных структурных звеньев; участие в гражданских правоотношениях через свои органы; зависимость объема правоспособности от целей создания и др.
Однако названные черты определяют лишь внешнее, формально-юридическое сходство государства и юридических лиц. Их роль как участников гражданских правоотношений различна. Юридические лица - это субъекты, специально созданные для участия в гражданском обороте, тогда как публично-правовые образования участвуют в нем постольку, поскольку это необходимо для осуществления их функций. Выступая как равный субъект гражданских правоотношений, публичное образование не теряет своей властной сущности. Оно не может навязывать свою волю другим лицам, но, вступая с ними во взаимоотношения, преследует не свои собственные, а публичные интересы. Таким образом, с учетом цели, достижению которой подчинена деятельность субъектов, характер участия государства в имущественном обороте можно охарактеризовать как вспомогательный, второстепенный.
Различается также порядок возникновения рассматриваемых субъектов. Юридические лица становятся участниками гражданских правоотношений только в том случае, если процесс их создания не противоречит правилам, установленным гражданским законодательством в отношении той или иной организационно-правовой формы юридического лица, правил его регистрации и т.п. Публичные образования возникают на основе "властно-распорядительного" (чаще всего административного) акта. Их статус и компетенция определяются нормами не гражданского, а публичного права.
Таким образом, двойственный характер участия государственных и муниципальных образований в имущественном обороте: юридическое равенство в вопросах взаимодействия с контрагентами, с одной стороны, и особый порядок создания, характер реализации полномочий, обладание публичной властью - с другой, - позволяет охарактеризовать их в качестве особого субъекта гражданских правоотношений.
Как субъект гражданского права государство наделено правоспособностью и дееспособностью. Несмотря на достаточно широкие возможности участия в различных видах гражданских правоотношений, правоспособность этого лица носит целевой, или специальный, характер: оно действует в рамках строго очерченной компетенции и не может выходить за ее пределы.
Как уже отмечалось, публично-правовые образования осуществляют только те виды деятельности, которые необходимы им для реализации публичной власти. При этом они сами формируют правила гражданского оборота, содержание и пределы своей правосубъектности.
Реализация дееспособности государственных и муниципальных образований происходит с помощью соответствующих органов. Это качество указывает на сходство правовой конструкции государства и юридического лица. В силу п. 1 и 2 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов РФ имущественные и личные неимущественные права и обязанности могут приобретать и осуществлять органы государственной власти, от имени муниципальных образований - органы местного самоуправления. При этом действия органов власти, не выходящие за пределы их компетенции, считаются действиями самого образования.
Российским законодательством предусмотрены две формы участия государства в гражданских правоотношениях:
- непосредственная - через свои органы (п. 1, 2 ст. 125 ГК РФ);
- опосредованная - через представителей (п. 3 ст. 125 ГК РФ).
Как правило, публичные образования выступают в гражданском обороте от своего имени через органы исполнительной власти. На федеральном уровне к таковым относятся Правительство РФ, федеральные министерства, ведомства и их территориальные единицы, на уровне субъектов РФ - администрации, мэрии и иные аналогичные структуры, на муниципальном уровне - соответствующие административные органы. Исполнительные органы реализуют интересы государства в рамках установленной компетенции. Так, например, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника, в том числе права акционера и участника общества с ограниченной ответственностью (п. 2 разд. 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утв. Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 432).
Непосредственное участие публичных образований в имущественных правоотношениях следует отличать от самостоятельных действий их органов, наделенных правами юридического лица. В последнем случае органы не осуществляют публичных функций, выступают не от имени соответствующих государственных или муниципальных образований, а от своего собственного имени, действуют в своем интересе (например, приобретая оборудование или инструменты для удовлетворения каких-либо хозяйственных нужд) и несут самостоятельную ответственность по своим обязательствам.
Отношения представительства складываются в тех случаях, когда публичное образование наделяет государственные или муниципальные органы, не имеющие права выступать от имени публичных образований непосредственно, а также юридические лица или граждан специальными полномочиями, основанными на нормативном или административном акте (в отношении государственных органов и органов местного самоуправления) или договоре (в отношении граждан и юридических лиц). Например, Правительство РФ или субъект РФ может заключить договор доверительного управления частью своего имущества с коммерческим банком или управленческой компанией. В акционерных обществах, часть акций которых находится в собственности публичных образований, интересы этих образований по договору могут представлять физические лица.
Специфика участия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях обусловлена тем, что характер выполняемых ими функций исключает возможность осуществления тех или иных видов деятельности, характерных для граждан или юридических лиц, или, наоборот, позволяет им обладать такими правомочиями, которые не свойственны иным субъектам. В таком качестве государство становится участником достаточно обширного круга видов правоотношений частноправового характера.
Являясь собственниками своего имущества, публичные образования могут приобретать имущество, передавать в пользование, отчуждать его, наследовать, т.е. вступать в различного рода вещные правоотношения. Закон предоставляет им и особые возможности при осуществлении названных правомочий, например в отношении права на получение части обнаруженного клада или приобретение бесхозяйного имущества. Только государству присущи правомочия по реквизиции, конфискации или национализации частного имущества. Приобретая имущество в качестве наследника по завещанию, государство не может завещать свое имущество, отказаться от наследства и т.п. Но при условии, что субъектом этих правоотношений является Российская Федерация, оно может выступить законным наследником выморочного имущества.
Как собственники публично-правовые образования могут создавать юридические лица на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, выступать в роли учредителей хозяйственных обществ или товариществ, в том числе в рамках приватизации государственных предприятий и учреждений. Через своих представителей они участвуют в управлении такими коммерческими организациями и иной деятельности, носящей характер корпоративных отношений.
В рамках обязательственных правоотношений государство заключает сделки по распоряжению своим имуществом (может его дарить, обменивать, продавать и т.д.). К исключительной компетенции государства относится заключение договоров подряда, поставки или проведения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных и муниципальных нужд, государственного займа, соглашений о разделе продукции.
В сфере внедоговорных отношений публично-правовые образования наделены возможностью быть участниками обязательств, вытекающих из неосновательного обогащения и причинения вреда. В последнем случае, в частности, они обязаны возместить вред, причиненный гражданам или юридическим лицам незаконными действиями государственных органов (дознания, следствия, прокуратуры, суда), органов местного самоуправления или должностных лиц.
Участие государственных и муниципальных образований в отношениях, возникающих по поводу результатов интеллектуальной деятельности, незначительно. Они могут приобретать права патентообладателя (если интеллектуальная собственность создана при выполнении государственного или муниципального заказа), а в некоторых случаях - права на товарные знаки, фирменные наименования. Российская Федерация может становиться наследником некоторых авторских прав, в этом случае она принимает на себя охрану этих прав.
Приведенный перечень не исчерпывает возможные варианты участия публичных образований в гражданских правоотношениях, но сам по себе наглядно свидетельствует о признании их полноправными участниками гражданского оборота.
Вместе с тем специфика участия государства в гражданском обороте позволяет отметить такие виды его деятельности, которые не свойственны иным лицам. Так, например, только этот субъект может приобрести право собственности по таким основаниям, как реквизиция, конфискация, национализация. Специальным способом прекращения права собственности выступает приватизация. Когда у наследодателя нет наследников ни по закону, ни по завещанию либо все наследники лишены права наследования, или не приняли наследства, или отказались от него, наследственное имущество переходит к государству (выморочное имущество). Относящиеся к памятникам истории и культуры вещи, обнаруженные в кладе, подлежат передаче в государственную собственность. В рамках обязательственных правоотношений особо регламентируется статус публично-правового образования в договорах поставки для государственных нужд, государственного займа и др.
Государство в силу своего специального статуса не может быть участником отдельных видов гражданских правоотношений. В частности, в отличие от граждан и юридических лиц оно не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, выступать в качестве доверительного управляющего по договорам доверительного управления ценными бумагами и другим имуществом, не может быть наследодателем.
По общему правилу публично-правовые образования несут ответственность по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом. Изъятие установлено законом в отношении:
- имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;
- имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
В первом случае действует общее правило: юридические лица, созданные Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями, не отвечают по их обязательствам, а Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц. Исключение составляют случаи, предусмотренные законом. Так, государственные и муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам созданного ими:
- казенного предприятия при недостаточности его имущества (абзац третий п. 6 ст. 113 ГК РФ);
- казенного учреждения при недостаточности у него денежных средств (п. 4 ст. 123.22 ГК РФ);
- автономного или бюджетного учреждения в случае причинения ими вреда гражданам, при недостаточности их имущества, на которое может быть обращено взыскание (абзац второй п. 5 и абзац второй п. 6 ст. 123.22 ГК РФ соответственно).
Второе изъятие включает правило о том, что на имущество, находящееся в исключительной собственности государства, не может быть обращено взыскание. В частности, п. 1 ст. 126 ГК РФ устанавливает, что обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, допускается лишь в случаях, предусмотренных законом.
Выступая в гражданских правоотношениях в качестве самостоятельных участников с обособленным имуществом, публичные образования несут раздельную ответственность по своим обязательствам. Субъекты РФ, муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам Российской Федерации. Российская Федерация не отвечает по обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований.
Принцип раздельной ответственности не действует в случае, когда Российская Федерация приняла на себя гарантию (поручительство) по обязательствам субъекта РФ, муниципального образования или юридического лица либо указанные субъекты приняли на себя гарантию (поручительство) по обязательствам Российской Федерации.
Имущество, являющееся средством обеспечения обязательств государственных и муниципальных образований, - это принадлежащее соответствующим публичным образованиям на праве собственности и не закрепленное за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями имущество, составляющее государственную или муниципальную казну. Казна Российской Федерации, казна субъектов РФ, казна городского, сельского поселения или другого муниципального образования состоит из средств соответствующего бюджета и иного государственного или муниципального имущества (п. 4 ст. 214 ГК РФ). С учетом того, что к "иному" имуществу относятся прежде всего внебюджетные фонды, имущество государственного резерва, золотой запас, фонд драгоценных камней и металлов и т.п., т.е. имущество, взыскание на которое не может быть обращено, то более реальным объектом для взыскания кредиторов остаются бюджетные (денежные) средства, на что указывает судебная практика.