ТЕМА 27. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления
Тема 27. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления
План вопросов:
27.1.Понятие и общая характеристика преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления
27.2. Виды преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления
27.1. Понятие и общая характеристика преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления
Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления — это общественно опасные деяния (действия или бездействие), которые совершаются представителями власти, должностными лицами и иными государственными служащими, не являющимися должностными лицами, благодаря занимаемому ими служебному положению и вопреки интересам службы и причиняют существенный вред нормальной деятельности органов государственной власти, интересам государственной службы или службы в органах местного самоуправления либо содержат реальную угрозу причинения такого вреда.
Эти преступления отличаются от иных преступных посягательств специальными признаками:
— они совершаются специальными субъектами (исключение составляют ст. 291, 291.1 УК РФ, где субъект общий);
— совершение общественно опасных деяний возможно лишь благодаря занимаемому служебному положению или с использованием служебных полномочий;
— они посягают на нормальную деятельность органов государственной власти и управления, а также органов местного самоуправления либо содержат реальную угрозу такого нарушения.
Виды этих преступлений:
— злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ);
— нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ);
— нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (ст. 285.2 УК РФ);
— внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений (ст. 285.3 УК РФ);
— злоупотребление должностными полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа (ст. 285.4 УК РФ);
— превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ);
— неисполнение сотрудником органа внутренних дел приказа (ст. 286.1 УК РФ);
— отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ (ст. 287 УК РФ);
— присвоение полномочий должностного лица (ст. 288 УК РФ);
— незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ);
— получение взятки (ст. 290 УК РФ);
— дача взятки (ст. 291 УК РФ);
— посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ);
— мелкое взяточничество (ст. 291.1 УК РФ);
— служебный подлог (ст. 292 УК РФ);
— незаконная выдача паспорта гражданина РФ, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства РФ (ст. 292.1 УК РФ);
— халатность (ст. 293 УК РФ).
Субъектом большинства преступлений этой группы может быть только должностное лицо. Должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.
Организационно-распорядительные функции включают, например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий.
К административно-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т. п.
Лицо, временно исполняющее обязанности по определенной должности, может быть признано субъектом преступления при условии, если эти обязанности возложены на данное лицо в установленном законом порядке.
Объектом должностного преступления является нормальная, регламентированная соответствующими правовыми актами деятельность государственных органов, ОМСУ, государственных и муниципальных учреждений, Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований РФ, а непосредственным объектом — права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества или государства.
27.2. Виды преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления
Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ)
Данная статья устанавливает ответственность за использование должностным лицом его служебных полномочий:
а) вопреки интересам службы;
б) из корыстной или иной личной заинтересованности;
в) повлекшее существенные нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.
Объективная сторона деяния может осуществляться как путем действия, так и бездействия, но всегда с использованием служебных (должностных) полномочий.
Наступившие последствия должны находиться в причинной связи с совершенными должностным лицом действиями (бездействием). Обязательное условие ответственности за злоупотребление должностными полномочиями — причинение вреда в виде нарушения чьих-либо прав и законных (охраняемых законом) интересов. При этом вред должен быть существенным.
Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины, прямым или косвенным умыслом. Обязательными признаками субъективной стороны преступления выступают мотивы. Под корыстными побуждениями следует понимать стремление получить выгоду материального характера (например, премию, квартиру) при отсутствии законных оснований и т. д. Под иной личной заинтересованностью имеются в виду протекционистские, карьеристские, родственные, дружеские, клановые побуждения и т. п.
Субъект преступления специальный — должностное лицо (см. примечания к ст. 285 УК РФ).
Превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ)
По ст. 286 УК РФ ответственность наступает в случае совершения должностным лицом активных действий, явно выходящих за пределы его полномочий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, если при этом должностное лицо осознавало, что действует за пределами возложенных на него полномочий.
Объективная сторона рассматриваемого преступления заключается в совершении должностным лицом действий по службе, которые явно выходят за пределы его полномочий, повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства и находятся в причинной связи с наступившими последствиями.
По конструкции состав преступления — материальный.
Преступление считается оконченным с момента наступления указанных в комментируемой статье последствий.
Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого либо косвенного умысла. Мотивы преступления могут быть самыми различными (месть, карьеризм, корысть и др.). Они не имеют значения для квалификации преступления.
Субъект преступления специальный — должностное лицо.
Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ (ст. 287 УК РФ)
Непосредственным объектом преступления являются общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование Федерального Собрания РФ или Счетной палаты РФ.
Объективная сторона преступления представляет собой деяние в форме действия (предоставление заведомо неполной либо ложной информации Совету Федерации, Государственной Думе или Счетной палате) или бездействия (неправомерный отказ в предоставлении или уклонение от предоставления информации (документов, материалов) указанным органам государственной власти).
Преступление закончено с момента направления отказа или неполной либо ложной информации; несоблюдение сроков предоставления информации (документы, материалы) в отсутствие прямого отказа, выраженного в письменной или устной форме, не может рассматриваться как преступление.
Субъект преступления специальный — должностное лицо, обязанное предоставить соответствующую информацию.
Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого умысла.
Присвоение полномочий должностного лица (ст. 288 УК РФ)
Непосредственным объектом преступления являются общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Объективная сторона преступления выражается в присвоении государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершении им в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций.
Субъективная сторона преступления — прямой умысел.
Субъект преступления специальный — государственный или муниципальный служащий, не являющийся должностным лицом, не наделенный по кругу обязанностей полномочиями представителя власти, организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями. Представляется, что лица, осуществляющие на общественных началах вспомогательные функции в правоохранительных органах или нормативно определенные функции по охране общественного порядка, также могут быть субъектами рассматриваемого преступления.
Незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ)
Общественная опасность рассматриваемого преступления состоит в том, что незаконное участие в предпринимательской деятельности создает условия для коррупционных связей, стимулирует должностное лицо использовать возможности по службе в своих корыстных интересах, причиняя вред действительным интересам службы.
Объективная сторона преступления выражается в том, что вопреки установленному законом запрету должностное лицо:
а) учреждает организацию, осуществляющую предпринимательскую деятельность;
б) участвует лично или через доверенное лицо в управлении такой организацией;
в) предоставляет этой организации льготы и преимущества либо оказывает ей покровительство в иной форме.
По конструкции объективной стороны состав рассматриваемого преступления является формальным. Преступление закончено с момента совершения входящих в объективную сторону действий.
Субъективная сторона характеризуется умышленной виной в виде прямого умысла.
Субъект преступления специальный — должностное лицо, в отношении которого законом установлен запрет на занятие предпринимательской деятельностью и участие в управлении организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность. Субъектом преступления не является также депутат законодательного органа субъекта РФ, осуществляющий его полномочия не на постоянной основе. Вместе с тем предоставление такими должностными лицами льгот и преимуществ учрежденным (управляемым) ими организациям или иное покровительство может быть квалифицировано по ст. 285 УК РФ.
Получение взятки (ст. 290 УК РФ)
Предметом получения взятки являются деньги, ценные бумаги, иное имущество, в том числе изъятое из оборота или ограниченное в обороте (наркотические средства, психотропные вещества, оружие, боеприпасы и др.).
Объективная сторона преступления выражается в получении должностным лицом (иным субъектом преступления) лично или через посредника предмета взятки. Часть 1 комментируемой статьи указывает на следующие варианты поведения должностного лица, за которое оно получает взятку:
1) совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые входят в служебные полномочия должностного лица;
2) совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые не входят в служебные полномочия должностного лица, но оно в силу его должностного положения может способствовать их совершению другим должностным лицом;
3) общее покровительство по службе;
4) общее попустительство по службе. Состав получения взятки является формальным.
Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Мотивом получения взятки является корысть. Поэтому если должностное лицо принимает незаконное вознаграждение с целью обратить его в пользу государственного (муниципального) органа или учреждения, в котором оно работает, потратить на какие-либо общественные или государственные нужды, то состав данного преступления отсутствует.
Субъект преступления специальный — должностное лицо, иностранное должностное лицо либо должностное лицо публичной международной организации.
Дача взятки (ст. 291 УК РФ)
С объективной стороны рассматриваемое преступление выражается в действии — передаче должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника предмета взятки:
1) за совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые входят в служебные полномочия должностного лица;
2) совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые не входят в служебные полномочия должностного лица, но оно в силу его должностного положения может способствовать их совершению другим должностным лицом;
3) общее покровительство по службе;
4) общее попустительство по службе.
Состав дачи взятки является формальным.
Преступление закончено с момента принятия должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации (либо с согласия указанных субъектов — их родными и близкими) хотя бы части передаваемых ценностей.
Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла.
Субъект преступления общий — вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Служебный подлог (ст. 292 УК РФ)
Непосредственный объект преступления — общественные отношения, обеспечивающие нормальную деятельность государственных органов или органов местного самоуправления. В качестве предмета преступления выступают официальные документы.
Объективная сторона рассматриваемого преступления состоит во внесении в официальные документы заведомо ложных сведений либо внесении исправлений в указанные документы, искажающих действительное содержание.
Состав преступления не охватывает последствий, наступивших в результате подлога. Он является формальным. В зависимости от характера последствий возможна квалификация по совокупности деяний, в том числе с двумя формами вины.
Преступление считается оконченным с момента совершения указанных в этой статье действий, независимо от того, был ли использован по назначению подложный официальный документ.
Субъект преступления — специальный. Им может быть не только должностное лицо, но и любой другой государственный или муниципальный служащий.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. В качестве элемента субъективной стороны выделен мотив — корыстная или иная личная заинтересованность.
Халатность (ст. 293 УК РФ)
Непосредственный основной объект преступления — общественные отношения, обеспечивающие нормальную работу государственных органов или органов местного самоуправления. Дополнительный непосредственный объект — общественные отношения, обеспечивающие здоровье граждан, сохранность собственности и иных охраняемых законом прав и интересов общества и государства.
Объективная сторона преступления состоит в неисполнении или ненадлежащем исполнении должностным лицом его обязанностей. Неисполнение обязанностей заключается в фактическом бездействии при наличии обязанности действовать тем или иным образом. Ненадлежащее исполнение обязанностей — это исполнение обязанностей с нарушением требований, предъявляемых к деятельности должностного лица. В соответствии с примечанием к комментируемой статье крупным признается ущерб, сумма которого превышает 1,5 миллиона рублей. Данный ущерб может выражаться в причинении убытков в виде реального ущерба или упущенной выгоды. К существенному нарушению прав и законных интересов можно отнести нарушение прав и свобод физических и юридических лиц, гарантированных общепризнанными принципами и нормами международного права, Конституцией, а также причинение легкого и средней тяжести вреда здоровью, создание значительных помех и сбоев в работе государственных и муниципальных структур, сокрытие тяжких преступлений и т. п. (см. также комментарий к ст. 285).
По своей конструкции состав преступления является материальным. Преступление закончено с момента наступления указанных в законе последствий. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности. Виновность лица, а значит, и состав халатности исключаются, если в совершенном деянии отсутствует признак недобросовестного или небрежного отношения к службе. Субъект преступления специальный — должностное лицо.