ТЕМА 1. Понятие, предмет, метод, источники налогового права
Тема 1. Понятие, предмет, метод, источники налогового права
План вопросов:
1.1. Понятие и предмет налогового права
1.2. Метод налогового права
1.3. Источники налогового права
1.1. Понятие и предмет налогового права
Налоговое право в российской правовой системе регулирует важнейшие для государства и общества правоотношения - общественные отношения в сфере налогообложения, которые возникают между государством, налогоплательщиками и иными обязанными лицами.
Термин "налоговое право" может быть рассмотрен следующим содержанием:
1) налоговое право как учебная дисциплина;
2) налоговое право как отрасль юридической науки (система категорий, суждений и выводов о налогово-правовых отношениях);
3) налоговое право как подотрасль финансового права.
В то же время налоговое право как учебная дисциплина и налоговое право как научные знания базируются на отрасли права, так как они изучают нормы и институты конкретной отрасли (подотрасли) права.
Налоговое право как учебная дисциплина представляет собой систему сведений, знаний и информации об основных положениях налогового права. Оно может отличаться от налогового права как отрасли, так как содержит более обширный объем информации.
В рамках учебной дисциплины налогового права рассматриваются такие вопросы, как предмет, метод налогового права, история налогового законодательства, различные теоретические и практические проблемы.
Налоговое право как отрасль юридической науки представляет собой систему знаний о нормах соответствующей отрасли права, теории, практике, о порядке, формах и способах применения норм той или иной отрасли права.
Характерной чертой налоговых отношений служит их имущественный характер - выполнение налоговой обязанности, которая означает передачу в распоряжение государства определенных денежных средств их собственником. Такие налоговые правоотношения и составляют предмет налогового права.
Предмет налогового права - это совокупность правовых отношений, складывающихся между государством, налогоплательщиками и иными обязанными лицами по поводу установления, исчисления, уплаты и взимания налогов и сборов, осуществления налогового контроля и ответственности за нарушения налогового законодательства, защиты прав и имущественных интересов налогоплательщиков, государства и органов местного самоуправления.
Отношения, входящие в предмет налогового права, могут быть представлены в следующих пяти группах:
- первая группа - отношения, связанные с установлением налогов и сборов на федеральном, региональном и местном уровнях соответственно;
- вторая группа - отношения, связанные с введением налогов и сборов на федеральном, региональном и местном уровнях соответственно;
- третья группа - отношения по взиманию налогов и сборов, которые проявляются в процессе исполнения налоговых правоотношений, т.е. при исчислении и уплате конкретных видов налоговых платежей налогоплательщиками и плательщиками сборов, а также при исполнении обязанностей иными обязанными лицами - налоговыми агентами, банками и т.д.;
- четвертая группа - отношения по осуществлению налогового контроля со стороны соответствующих государственных органов;
- пятая группа - отношения, возникающие в процессе привлечения соответствующих лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений.
Участников налоговых правоотношений можно разделить на две группы:
1) налогоплательщики, налоговые агенты, налоговые органы, финансовые органы, таможенные органы, органы налоговой полиции, органы внебюджетных фондов и др.;
2) органы, осуществляющие регистрацию организаций и индивидуальных предпринимателей, места жительства физического лица, учет и регистрацию имущества и сделок с ним (регистраторы), социальные учреждения, процессуальные лица, участвующие в мероприятиях налогового контроля, и кредитные организации.
Данные участники могут быть как физическими, так и юридическими лицами, на одних возлагается обязанность по уплате налогов или сборов в соответствующий бюджет, а на других обязанность по начислению и взиманию соответствующих налогов и сборов.
1.2. Метод налогового права
Метод правового регулирования любой отрасли права обычно определяется как совокупность юридических средств, посредством которых обеспечивается регламентация общественных отношений. Каждый метод правового регулирования имеет свои характерные черты, в совокупности которых и достигаются цели и решаются задачи правовой регламентации.
В налоговом праве выделяют два метода:
1) императивный метод - это публично-правовой метод (или метод власти и подчинения, авторитарный метод). Основной чертой этого метода регулирования налоговых отношений выступают государственно-властные предписания одним участникам налоговых отношений со стороны других, выступающих от имени государства;
2) диспозитивный метод - это частноправовой метод (гражданско-правовой метод, или метод координации, метод автономии). Применение этого метода в налоговом праве предполагает использование рекомендаций, согласований и права выбора в поведении подчиненного субъекта налогоплательщика (метод координации).
Императивный метод в налоговом праве применяется гораздо чаще, чем диспозитивный, так как отношения, регулируемые налоговым правом, по большей части относятся к сфере публичного права.
1.3. Источники налогового права
Источниками налогового права являются нормативные правовые акты, в которых содержатся нормы налогового права (общезначимые правила поведения, обеспечивающиеся системой государственных гарантий и санкций).
Классификация источников налогового права:
1. Первое место в системе источников налогового права занимает Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Конституция - это основной закон государства, обладающий наивысшей юридической силой и занимающий главенствующее положение в любой отрасли права, в том числе и в налоговом праве.
Так, в соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
2. Второе по значимости положение принадлежит международным договорам. В соответствии со ст. 7 НК РФ, в случае если международным договором установлены иные нормы, чем те, которые установлены актами законодательства о налогах и сборах, подлежат применению нормы международного договора.
3. Специальное налоговое законодательство (законодательство о налогах и сборах), которое, в свою очередь, включает следующие элементы:
1) федеральное законодательство о налогах и сборах, состоящее из: Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ); иных федеральных законов о налогах и сборах (например, Федеральные законы от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации"; от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ряд других).
Налоговый кодекс РФ - это свод законодательных актов о налогах и сборах, с помощью которых происходит регулирование порядка установления, изменения и отмены общих принципов налогов и сборов, а также федеральных, региональных и местных налогов и сборов.
НК РФ состоит из двух частей.
Первая часть содержит 20 глав, таких как:
- законодательство о налогах и сборах и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах;
- система налогов и сборов в Российской Федерации;
- налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые агенты;
- представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
- налоговые органы, таможенные органы, финансовые органы;
- органы внутренних дел и следственные органы;
- объекты налогообложения;
- исполнение обязанности по уплате налогов и сборов;
- изменение срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа;
- требование об уплате налогов и сборов;
- способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
- зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм;
- налоговая декларация;
- общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений;
- виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение;
- издержки, связанные с осуществлением налогового контроля;
- виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение;
- порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц;
- рассмотрение жалобы и принятие решения по ней.
Вторая часть НК РФ посвящена характеристике отдельных видов налогов и сборов, определению законодательных основ специальных налоговых режимов; региональному законодательству о налогах и сборах, состоящее из законов субъектов Российской Федерации.
Анализируя положения п. 4 ст. 1 и п. 2 ст. 12 НК РФ, можно сделать вывод о том, что законодательство субъектов РФ о налогах и сборах характеризуется тремя важными признаками:
- с 1 января 2005 г. законодательство субъектов РФ о налогах и сборах состоит из единственного вида нормативных правовых актов - законов субъектов РФ (подп. "д" п. 2 ст. 5 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации");
- законодательство о налогах и сборах состоит только из законов о налогах, т.е. о таких обязательных платежах, которые отвечают признакам, установленным п. 1 ст. 8 НК РФ. Возможность введения каких-либо региональных сборов НК РФ не предусматривает. Данное положение четко установлено и действует с 1 января 2005 г., после принятия Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 95-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах";
- акты регионального законодательства о налогах принимаются только в соответствии с НК РФ и не могут ему противоречить.
3) законодательство о налогах и сборах местного уровня, включающее нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления.
4. Подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами:
1) акты органов общей компетенции, такие как:
- указы Президента Российской Федерации;
- постановления Правительства Российской Федерации;
- подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, принятые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, принятые исполнительными органами местного самоуправления;
2) акты органов специальной компетенции - ведомственные подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами органов специальной компетенции, издание которых прямо предусмотрено НК РФ.