Экзаменационные тестовые задания
Тестовые задания
1. Денежную форму налоги стали принимать с момента:
а) появления первых денежных единиц и развития товарно-денежных отношений;
б) возникновения государства;
в) появления первых налоговых законов.
2. В IV - III вв. до н.э. развитие налоговой системы привело к возникновению:
а) частных сборов;
б) государственных налогов и сборов;
в) как общегосударственных, так и местных (коммунальных) налогов.
3. Основоположником научной теории налогообложения является:
а) Петр I;
б) В.И. Ленин;
в) А. Смит.
4. Налоговое право России является:
а) подотраслью финансового права;
б) самостоятельной отраслью права;
в) подотраслью банковского права.
5. Налоговое право состоит:
а) из общей части;
б) из особенной и общей частей;
в) из общей, особенной и специальной частей.
Тестовые задания
1. Структура нормы налогового права включает:
а) условия и меру ответственности;
б) гипотезу, диспозицию и санкцию;
в) гипотезу, диспозицию, санкцию и меру ответственности.
2. В зависимости от характера содержащих в норме права предписаний они подразделяются на:
а) регулятивные и охранительные;
б) обязывающие, управомочивающие, запретительные;
в) обязывающие, управомочивающие, запретительные и контрольные.
3. Акты законодательства о налогах и сборах, так же как и любые другие нормативные правовые акты, действуют:
а) во времени, в пространстве и по кругу лиц;
б) на федеральном, региональном и местном уровнях;
в) внутри страны и на международном уровне.
4. В ст. 9 НК РФ установлен исчерпывающий перечень участников налоговых правоотношений:
а) физические лица - налогоплательщики, юридические лица - налоговые агенты, налоговые инспекции, федеральные и региональные таможенные органы;
б) налогоплательщики, налоговые агенты, налоговые органы, таможенные органы;
в) физические и юридические лица - налогоплательщики, физические и юридические лица - налоговые агенты и налоговые органы.
5. Акты органов специальной компетенции издаются:
а) Федеральным Собранием Российской Федерации;
б) Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации и Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации;
в) Федеральной налоговой службой Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации.
Тестовые задания
1. Под принципами налогообложения понимаются:
а) основные начала, главные идеи, на которых строится налоговое право;
б) ориентиры при формировании налогово-правовой политики государства;
в) основные начала налоговой политики государств.
2. Принцип законности налогообложения является:
а) общеправовым принципом и отображает конституционный запрет ограничения прав и свобод человека и гражданина;
б) общеправовым принципом, в соответствии с которым каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы;
в) общеправовым принципом, устанавливающим новые налоги.
3. Рассматривая законность как правовой институт, необходимо отметить его основные элементы:
а) сфера законности и сфера ответственности;
б) сфера правотворчества и сфера реализации права;
в) сфера законности и сфера правотворчества.
4. Принцип стабильности означает:
а) что налоговая система должна реагировать на объективно изменяющуюся во времени общественно-политическую и экономическую ситуацию;
б) что дееспособная налоговая система объективно не может состоять лишь из нескольких налогов;
в) что система налогов и сборов не может изменяться часто и произвольно.
5. Принцип мобильности (эластичности) означает:
а) что система налогов и сборов не может изменяться часто и произвольно. Недопустимо частое установление новых, равно как и отмена недавно введенных налогов и сборов;
б) что налоговая система должна реагировать на объективно изменяющуюся во времени общественно-политическую и экономическую ситуацию;
в) что дееспособная налоговая система объективно не может состоять лишь из нескольких налогов.
Тестовые задания
1. Гипотеза в налоговой норме - это:
а) объект налогообложения;
б) объект и субъект налогообложения;
в) субъект налогообложения.
2. Диспозиция в налоговой норме - это:
а) объект и субъект налогообложения;
б) субъект налогообложения;
в) элемент самого налога.
3. В качестве санкции в налоговой норме, как правило, всегда выступает:
а) ограничение или лишение свободы;
б) штраф или дисциплинарное взыскание;
в) штраф.
4. Выделяют следующие способы (формы) реализации норм права:
а) исполнение; применение; использование; соблюдение;
б) применение и соблюдение;
в) исполнение, применение и соблюдение.
5. Применение норм налогового права осуществляется:
а) физическими и юридическими лицами;
б) юридическими лицами и органами государственной власти;
в) органами государственной власти (должностными лицами).
Тестовые задания
1. В ст. 8 НК РФ дано следующее определение налога:
а) "под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований";
б) "под налогом понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)";
в) "под налогом понимается обязательный, возмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований".
2. В ч. 2 ст. 8 НК РФ дано определение сбора:
а) "под сбором понимается обязательной, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований";
б) "под сбором понимается обязательный, возмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований";
в) "под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)".
3. По уровню бюджета, в который зачисляются налоги и сборы в соответствии со ст. 12 НК РФ, они подразделяются на:
а) прямые и косвенные;
б) общие и целевые;
в) федеральные, региональные и местные.
4. По способу обложения налоги подразделяются на:
а) кадастровые и декларационные;
б) разовые и регулярные;
в) прямые и косвенные.
5. Косвенные налоги - это:
а) налоги, взимаемые в процессе расходования материальных благ, определяемые размером потребления, включаемые в виде надбавки к цене товара и уплачиваемые потребителем (акцизы, налог на добавленную стоимость и др.);
б) налоги, которые используются на строго определенные цели, например, транспортный или дорожный налог. Целевые налоги, зачисляемые в целевые внебюджетные фонды или выделяемые в бюджете отдельной строкой и предназначенные для финансирования конкретно определенных мероприятий;
в) налоги, взимаемые в процессе приобретения материальных благ, определяемые размером объекта обложения и уплачиваемые производителем или собственником (налог на прибыль, налог на доходы от капитала и др.).
Тестовые задания
1. Налоговые правоотношения - это:
а) охраняемые государством общественные отношения, возникающие в сфере налогообложения, которые представляют собой социально значимую связь субъектов посредством прав и обязанностей, предусмотренных нормами налогового права;
б) охраняемые обществом отношения, возникающие в сфере взимания налогов и сборов, которые представляют собой социально значимую связь субъектов посредством прав и обязанностей, предусмотренных нормами налогового права;
в) охраняемые государством отношения, возникающие в сфере взимания налогов и сборов, которые представляют собой социально значимую связь субъектов посредством прав и обязанностей, предусмотренных нормами налогового права.
2. Единая централизованная система налоговых органов состоит из:
а) местных и региональных налоговых инспекций;
б) федеральных и местных налоговых органов;
в) федеральных и территориальных органов исполнительной власти.
3. В соответствии с п. 1 ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются:
а) лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации;
б) физические лица, самостоятельно оплачивавшие подоходный налог;
в) юридические лица, являющиеся работодателями.
4. Ставки налога на доходы физических лиц для налоговых резидентов РФ составляют:
а) 13%, 18% и 30%;
б) 13%, 9% и 35%;
в) только 13%.
Тестовые задания
1. В соответствии со статьей 102 НК РФ налоговую тайну составляют:
а) любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, плательщике страховых взносов;
б) только сведения, полученные налоговыми органами;
в) любые сведения, полученные физическими лицами, юридическими лицами и налоговыми органами, о платежеспособности налогоплательщика.
2. Информация, защищаемая в режиме налоговой тайны, является:
а) разновидностью коммерческой тайны;
б) одной из разновидностей конфиденциальной экономической информации, доступ к которой должен быть ограничен;
в) одной из разновидностей конфиденциальной экономической информации, доступ к которой должен быть запрещен.
3. Основным источником налоговозначимой информации является:
а) сам налогоплательщик (плательщик сборов), которого законодательство о налогах сборах обязывают к ее предоставлению;
б) налоговый орган;
в) органы государственной власти.
4. В целях сохранения конфиденциальности получаемой налоговыми органами информации о налогоплательщиках запрос о предоставлении сведений, составляющих налоговую тайну, направляемый правоохранительными органами, должен содержать:
а) указание, что данная информация является налоговой тайной;
б) конкретные обстоятельства, в связи с которыми возникла необходимость в получении указанных сведений, и мотивированные доказательства того, необходимость в предоставлении данной информации связана с исполнением обязанностей, возложенных на запрашивающее должностное лицо;
в) просьбу не разглашать данную информацию.
5. Суды общей юрисдикции и арбитражные суды к информации, составляющей налоговую тайну:
а) не имеют доступа;
б) имеют доступ, в случае получения разрешения Федеральной налоговой службы;
в) имеют доступ.
Тестовые задания
1. К основаниям возникновения налоговой обязанности можно отнести следующие:
а) наличие объекта и субъекта конкретного налога или сбора;
б) наличие непосредственной связи между объектом налога или сбора и субъектом (налогоплательщиком);
в) наличие объекта конкретного налога или сбора и наличие непосредственной связи между объектом налога или сбора и субъектом (налогоплательщиком).
2. Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов установлены НК РФ, в частности, к ним относятся:
а) залог имущества; поручительство; пеня; приостановление операций по счетам в банках организаций и индивидуальных предпринимателей; арест имущества;
б) залог имущества; поручительство; пеня; арест имущества;
в) приостановление операций по счетам в банках организаций и индивидуальных предпринимателей; арест имущества.
3. Исполнение налоговой обязанности в соответствии с налоговым законодательством понимается как:
а) добровольные или на основании требования уполномоченных органов государства действия самого налогоплательщика;
б) действия налогового или иного уполномоченного органа по взысканию неуплаченного (не полностью уплаченного) налога; добровольные или на основании требования уполномоченных органов государства действия самого налогоплательщика;
в) действия налогового или иного уполномоченного органа по взысканию неуплаченного (не полностью уплаченного) налога.
4. Налоговое законодательство выделяет следующие способы уплаты налога:
а) действие самого налогоплательщика и реальное перечисление налога в бюджет; действие банка, обслуживающего плательщика налога (сбора);
б) действие банка, обслуживающего плательщика налога (сбора);
в) действия самого налогоплательщика и реальное перечисление налога в бюджет.
5. Приостановление операций по счетам в банках организаций и индивидуальных предпринимателей происходит в следующих случаях:
а) если организация-налогоплательщик не выполнила в установленные сроки требование налогового органа об уплате причитающихся налогов; если организация-налогоплательщик или индивидуальный предприниматель - налогоплательщик не представили в налоговый орган налоговую декларацию в течение двух недель по истечении установленного срока;
б) если организация-налогоплательщик или индивидуальный предприниматель-налогоплательщик не представили в налоговый орган налоговую декларацию в течение двух недель по истечении установленного срока; при отказе организации-налогоплательщика или индивидуального предпринимателя - налогоплательщика представить налоговые декларации в налоговый орган;
в) при отказе организации-налогоплательщика или индивидуального предпринимателя - налогоплательщика представить налоговые декларации в налоговый орган; если организация-налогоплательщик не выполнила в установленные сроки требование налогового органа об уплате причитающихся налогов; если организация-налогоплательщик или индивидуальный предприниматель - налогоплательщик не представили в налоговый орган налоговую декларацию в течение двух недель по истечении установленного срока.
Тестовые задания
1. Государственная налоговая администрация включает в себя:
а) Федеральную налоговую службу, Федеральную таможенную службу Российской Федерации;
б) государственные органы, наделенные властными полномочиями в области налогообложения и являющиеся участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, и Федеральную налоговую службу Российской Федерации;
в) государственные органы, наделенные властными полномочиями в области налогообложения и являющиеся участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; Федеральную налоговую службу, Федеральную таможенную службу Российской Федерации.
2. В настоящее время для налогового администрирования требуется:
а) максимальная автоматизация процедур сбора, хранения и обработки бухгалтерской и налоговой отчетности; централизация и интеграция информационных ресурсов с обеспечением оперативного доступа к ним при выполнении контрольной работы; стандартизация всех функций налогового администрирования; стандартизация и унификация программно-технических комплексов;
б) стандартизация всех функций налогового администрирования; стандартизация и унификация программно-технических комплексов; максимальная автоматизация процедур сбора налоговой отчетности;
в) максимальная автоматизация процедур сбора, хранения и обработки бухгалтерской и налоговой отчетности; централизация и интеграция информационных ресурсов с обеспечением оперативного доступа к ним при выполнении контрольной работы.
3. Государственная налоговая администрация выполняет следующие основные функции в налоговой сфере:
а) контрольную и надзорную;
б) надзорную и правоохранную;
в) контрольную и правоохранную.
4. Органы налоговой администрации информируют друг друга об имеющихся у них материалах:
а) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях;
б) о принятых мерах по пресечению налоговых нарушений; о проводимых ими налоговых проверках;
в) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях; принятых мерах по пресечению налоговых нарушений; проводимых ими налоговых проверках.
5. Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит руководитель (заместитель руководителя) налогового органа:
а) осуществивший постановку подлежащей проверке организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика;
б) по месту нахождения организации; осуществивший постановку подлежащей проверке организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика; по месту жительства физического лица;
в) осуществивший постановку подлежащей проверке организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика; по месту жительства физического лица.
Тестовые задания
1. Статья 109 НК РФ регламентирует обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким обстоятельствам относятся следующие:
а) отсутствие события налогового правонарушения; отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения; совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста; истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения;
б) отсутствие события налогового правонарушения; отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения; совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста;
в) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста; истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
2. Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения составляет:
а) один год;
б) два года;
в) три года.
3. Налоговые правонарушения, совершаемые физическими лицами, подразделяются на следующие виды:
а) непредставление налоговой декларации;
б) неуплата сумм налога (сбора); непредставление налоговой декларации;
в) неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора); непредставление налоговой декларации.
4. Производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах подразделяется на следующие стадии:
а) возбуждение производства; рассмотрение дела по факту выявленного правонарушения; пересмотр вынесенного решения; исполнение решения о применении к правонарушителю мер ответственности;
б) возбуждение производства; рассмотрение дела по факту выявленного правонарушения; пересмотр вынесенного решения;
в) рассмотрение дела по факту выявленного правонарушения; пересмотр вынесенного решения; исполнение решения о применении к правонарушителю мер ответственности.
Тестовые задания
1. Среди признаков налогового спора как материального отношения с возможным будущим рассмотрением в арбитражном суде можно выделить:
а) субъектный состав, содержание налогового спора, неразрешенность конфликта;
б) субъектный состав и объект налогового спора;
в) субъектный состав, содержание налогового спора.
2. К признакам налогового спора как процессуального отношения относятся:
а) характер спора и разрешение налогового спора в строго определенной процессуальной форме;
б) обязательным субъектом является суд; разрешение налогового спора в строго определенной процессуальной форме;
в) разрешение налогового спора в строго определенной процессуальной форме; характер спора; обязательным субъектом является суд.
3. Если налоговый спор связан с осуществлением предпринимательской деятельности, но на момент подачи заявления налогоплательщик утратил статус индивидуального предпринимателя, то такой конфликт подлежит разрешению:
а) судом общей юрисдикции;
б) арбитражным судом;
в) конституционным судом.
4. Судебный способ защиты начинается:
а) с рассмотрения дела мировым судьей;
б) с написания заявления об обжаловании решений, действий (бездействия) налогового органа в суд;
в) с вынесения мировым судьей определения о возбуждении гражданского дела в суде первой инстанции.
5. В соответствии с п. 2 ст. 140 НК РФ по итогам рассмотрения простой жалобы могут быть приняты следующие решения:
а) отменить акт налогового органа; отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении; отменить решение или вынести новое решение; если речь идет о бездействии налогового органа в целом или одного из должностных лиц, то вышестоящий налоговый орган или вышестоящее должностное лицо могут принять решение по существу;
б) если речь идет о бездействии налогового органа в целом или одного из должностных лиц, то вышестоящий налоговый орган или вышестоящее должностное лицо могут принять решение по существу;
в) отменить акт налогового органа; отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении.
Тестовые задания
1. В международном сотрудничестве в налоговой сфере общепринято выделять следующие основные цели:
а) устранение дискриминации налогоплательщиков;
б) унификация фискальной политики и налогового законодательства;
в) избежание дискриминации налогоплательщиков-нерезидентов.
2. В качестве дополнительных целей выделяют:
а) устранение дискриминации налогоплательщиков; гармонизация налоговых систем и налоговой политики; унификация фискальной политики и налогового законодательства;
б) гармонизация налоговых систем и налоговой политики; унификация фискальной политики и налогового законодательства; разрешение проблем двойного налогообложения; предотвращение уклонения от налогообложения; избежание дискриминации налогоплательщиков-нерезидентов; гармонизация налогообложения инвестиционной деятельности;
в) гармонизация налоговых систем и налоговой политики; унификация фискальной политики и налогового законодательства; устранение дискриминации налогоплательщиков.
3. Мировая практика устранения двойного налогообложения:
а) разграничила методы устранения двойного налогообложения для прямых налогов;
б) методы устранения двойного налогообложения для косвенных налогов;
в) разграничила методы устранения двойного налогообложения для прямых налогов и методы устранения двойного налогообложения для косвенных налогов.
4. От налогового статуса хозяйствующего субъекта зависит:
а) налоговая ставка; объект налогообложения;
б) право на применение налоговых вычетов; налоговая ставка; объект налогообложения; применимость правил об избежании двойного налогообложения;
в) применимость правил об избежании двойного налогообложения.
Тестовые задания
1. В соответствии со ст. 13 НК РФ к федеральным налогам и сборам относятся:
а) налог на добавленную стоимость; акцизы, налог на доходы физических лиц; налог на прибыль организаций; налог на добычу полезных ископаемых; водный налог; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; государственная пошлина; налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья;
б) налог на добавленную стоимость; акцизы, налог на доходы физических лиц; налог на прибыль организаций; налог на имущество физических лиц;
в) налог на добавленную стоимость; акцизы, налог на доходы физических лиц; налог на прибыль организаций; налог на имущество физических лиц и юридических лиц.
2. Для подоходного налога предусмотрено несколько видов налоговых ставок:
а) 13%, 35%;
б) 13%, 35%, 9%, 30%;
в) 13%, 20%, 30%.
3. Для налога на добавленную стоимость предусмотрено несколько видов налоговых ставок:
а) 0%, 10%, 20%;
б) 20%, 18%;
в) 0%, 18%.
4. В соответствии со ст. 14 НК РФ к региональным налогам относятся:
а) налог на имущество организаций; земельный налог; подоходный налог;
б) налог на игорный бизнес; налог на имущество организаций; транспортный налог;
в) транспортный налог и земельный налог.
5. В соответствии со ст. 15 НК РФ к местным налогам относятся:
а) земельный налог и транспортный налог;
б) налог на имущество физических лиц и налог на игорный бизнес;
в) земельный налог и налог на имущество физических лиц.
Тестовые задания
1. Система налогообложения представляет собой:
а) совокупность налогов и сборов;
б) совокупность налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке;
в) совокупность налогов, взимаемых в установленном порядке.
2. В настоящее время налоговое законодательство выделяет следующие системы налогообложения (специальные налоговые режимы):
а) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) - гл. 26.1 НК РФ; упрощенная система налогообложения - гл. 26.2 НК РФ; система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - гл. 26.3 НК РФ; система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции - гл. 26.4 НК РФ;
б) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) - гл. 26.1 НК РФ; упрощенная система налогообложения - гл. 26.2 НК РФ;
в) упрощенная система налогообложения - гл. 26.2 НК РФ; система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - гл. 26.3 НК РФ; система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции - гл. 26.4 НК РФ.
3. Налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются:
а) индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, установленном гл. 26.1 НК РФ;
б) организации, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, установленном гл. 26.1 НК РФ;
в) организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, установленном гл. 26.1 НК РФ.
4. Применение единого сельскохозяйственного налога заменяет уплату следующих налогов:
а) для организаций: налог на прибыль организаций; налог на имущество организаций; НДС (кроме налога, уплачиваемого в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности)); для индивидуальных предпринимателей: налог на доходы физических лиц; налог на имущество физических лиц; НДС (кроме налога, уплачиваемого в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности));
б) для индивидуальных предпринимателей: налог на доходы физических лиц; налог на имущество физических лиц; НДС (кроме налога, уплачиваемого в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности));
в) для организаций: налог на прибыль организаций; налог на имущество организаций; НДС (кроме налога, уплачиваемого в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности)).
5. Налоговая ставка единого сельскохозяйственного налога составляет:
а) 6%;
б) 10%;
в) 18%.