ТЕМА 8. Предварительное расследование
Тема 8. Предварительное расследование
План вопросов:
8.1.Понятие предварительного расследования
8.2.Формы предварительного расследования
8.3.Общие условия предварительного расследования
8.4.Подследственность
8.5. Взаимодействие органов расследования
8.6. Дознание
8.1.Понятие предварительного расследования
Предварительное расследование – вторая стадия досудебного производства по уголовному делу, назначение которой состоит в подготовке уголовного дела для судебного разбирательства, а иногда — и для принятия здесь окончательного решения в виде прекращения уголовного дела или уголовного преследования.
В российском уголовном процессе предварительное расследование является основной формой досудебной подготовки материалов дела. Лишь по делам частного обвинения (ч. 2 ст. 20 УПК РФ) вместо предварительного расследования подготовка материалов к судебному разбирательству производится самим потерпевшим при содействии мирового судьи (ст. 318-319 УПК РФ).
Целями предварительного расследования являются:
· раскрытие преступления;
· изобличение виновного в совершении определенного преступления либо реабилитация невиновного;
· формирование достаточной доказательственной базы для проведения судебного разбирательства;
· обеспечение личного участия обвиняемого в суде;
· гарантирование исполнения возможного решения суда о конфискации имущества или возмещении вреда, причиненного преступлением.
Для достижения этих целей перед данной стадией стоят определенные задачи:
· поиск, собирание и исследование доказательств по делу;
· обеспечение права обвиняемого (подозреваемого) на защиту;
· применение при необходимости мер процессуального принуждения;
· передача уголовного дела в суд либо прекращение уголовного дела или уголовного преследования.
Итоговыми решениями предварительного расследования являются либо прекращение уголовного дела или преследования, либо передача дела в суд через прокурора с:
- обвинительным заключением (если по делу проводилось предварительное следствие – 215-222 УПК РФ),
- обвинительным актом (если по делу производилось дознание – 225-226 УПК РФ),
- обвинительным постановлением (если по делу производилось дознание в сокращенной форме –226.7)
- постановлением о направлении дела в суд для принудительной меры медицинского характера (если под следствием находился невменяемый – ст. 439 УПК РФ).
Стадия предварительного расследования начинается с момента возбуждения уголовного дела и заканчивается утверждением прокурором решения следователя или дознавателя о передаче дела в суд или прекращением уголовного дела (уголовного преследования).
Система предварительного расследования складывается из трех его классических этапов:
1) Общего расследования, которое ведется в отношении общего – неопределенного круга лиц). В российском процессе этот этап осуществляется от момента возбуждения уголовного дела до вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого.
2) Суммарное расследование, которое включает в себя суммирование добытых доказательств, предъявление обвинения и выяснение доводов обвиняемого.
3) Специальное расследование, которое производится в отношении конкретного обвиняемого. На данном этапе с учетом подтверждения или опровержения доводов защиты еще раз проверяется обоснованность обвинительных доказательств и определяется окончательное обвинение. В российском предварительном следствии этот этап начинается после допроса обвиняемого и завершается составлением обвинительного заключения.
Согласно УПК РФ существует и четвертый этап досудебной подготовки — деятельность прокурора по делу, поступившему с обвинительным заключением, обвинительным актом или обвинительным постановлением.
8.2.Формы предварительного расследования
Форма предварительного расследования – это совокупность процедур, условий и гарантий этой стадии. Форма предварительного расследования может усложняться или упрощаться в зависимости от степени тяжести преступлений и сложности их расследования.
Уголовно-процессуальный закон предусматривает две основных формы предварительного расследования: предварительное следствие и дознание.
Предварительное следствие – это наиболее полная форма предварительного расследования, обеспечивающая максимальные гарантии установления истины и реализации прав участников процесса. Оно обязательно по всем уголовным делам, за исключением тех, по которым производится дознание и дел возбуждаемых в порядке частного обвинения. Предварительное следствие осуществляется следователями следственного комитета РФ, органов внутренних дел, федеральной службы безопасности. Для предварительного следствия в полной мере действуют все общие условия расследования, в нем реализованы все его институты, его срок составляет 2 месяца с возможностью дальнейшего продления.
Дознание – это упрощенная форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем или следователем по делу, по которому производство предварительного следствия не обязательно (п. 8 ст. 5 УПК РФ). Закон предусматривает также сокращенную форму дознания (глава 32.1 УПК РФ).
Дознание производится:
1) дознавателями органов внутренних дел Российской Федерации;
2) дознавателями пограничных органов федеральной службы безопасности;
3) дознавателями органов принудительного исполнения Российской Федерации;
4) дознавателями органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы;
5) следователями Следственного комитета Российской Федерации;
6) дознавателями таможенных органов Российской Федерации;
7) иные должностные лица.
Третьей формой предварительного расследования, подчиненной предварительному следствию, является производство неотложных следственных действий органом дознания (ст. 157 УПК РФ) – это факультативный начальный этап расследования, на котором орган дознания в неотложной ситуации вместо следователя возбуждает уголовное дело и выполняет процессуальную и оперативно-розыскную деятельность в целях быстрейшего закрепления следов преступления и установления лиц, совершивших преступление (п. 2 ч. 2 ст. 40; ст. 157 УПК РФ). Не позднее 10 суток с момента возбуждения дела орган дознания обязан направить его руководителю следственного органа для передачи следователю.
Под неотложной следственной ситуацией принято понимать обнаружение таких обстоятельств, которые явно указывают на наличие признаков преступления и дают основания полагать, что промедление с совершением необходимых процессуальных действий может повлечь за собой: а) утрату следов преступления и возможности закрепления доказательств, б) сокрытие лиц, совершивших преступление, в) утрату возможности возмещения ущерба, причиненного преступлением.
Содержание данного начального этапа расследования составляют: возбуждение уголовного дела; неотложные следственные действия (осмотр места происшествия, допрос потерпевшего, свидетеля, подозреваемого, обыск, выемка, освидетельствование, предъявление для опознания, назначение судебной экспертизы и др.); неотложные меры процессуального принуждения (задержание, избрание меры пресечения, арест имущества), административные и оперативно-розыскные действия (доставление, проверочная закупка).
Неотложные следственные действия производят:
1) органы дознания;
2) органы федеральной службы безопасности;
3) таможенные органы;
4) начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;
5) начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы;
8.3.Общие условия предварительного расследования
Общие условия предварительного расследования – это такие уголовно-процессуальные нормы, которые действуют на протяжении всей стадии предварительного расследования, определяя ее содержание. Общие условия подчинены принципам уголовного процесса и являются их проявлениями в конкретной стадии.
Виды общих условий предварительного расследования в учебной литературе иногда подразделяют согласно порядку, в котором они изложены в статьях УПК РФ (глава 21 УПК РФ называется «Общие условия предварительного расследования» и содержит 14 статей – 14 видов общих условий).
С учетом сложившихся традиций условно можно выделить три крупные группы общих условий предварительного расследования, связанные:
1) с выбором надлежащего субъекта расследования и его процессуальным положением (подследственность, принятие дела к производству, взаимодействие органов расследования);
2) с обеспечением всесторонности, полноты, объективности и быстроты расследования (соединение и выделение дел, начало, срок и окончание расследования, тайна расследования, общие правила производства следственных действий, установление обстоятельств, способствовавших совершению преступления, восстановление утраченных уголовных дел);
3) с обеспечением прав и законных интересов участников расследования (обязательность рассмотрения ходатайства, меры по защите участников процесса, меры попечения о детях и иждивенцах обвиняемого, меры обеспечения гражданского иска, судебный порядок получения разрешения на следственное действие, участие переводчика).
8.4.Подследственность
Подследственность – это совокупность признаков уголовного дела, которые позволяют установить определенный орган, управомоченный его расследовать.
Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает два вида подследственности: предметную (родовую) – ст. 151 УПК РФ и территориальную (местную) – ст. 152 УПК РФ. Остальные признаки подследственности являются исключениями (или дополнениями) для предметного признака.
Предметная (родовая) подследственность определяется категорией (родом, видом) преступления и разграничивает компетенцию органов расследования различных ведомств или их уровней в пределах одного и того же ведомства. Предметный признак подследственности выражается в квалификации преступления по статьям Особенной части УК РФ.
Территориальная (местная) подследственность призвана разграничить компетенцию органов расследования одного уровня и ведомства в зависимости от места совершения предполагаемого преступного деяния. В целях обеспечения полноты, объективности и быстроты расследования руководитель следственного органа или прокурор вправе передать дело в другой территориальный орган расследования по месту совершения наиболее тяжкого из преступлений, по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей.
Персональная (личная) подследственность уголовного дела устанавливает изъятия из правил предметной подследственности в зависимости от признаков обвиняемого или потерпевшего. Например, дела о невменяемых должны расследоваться в форме предварительного следствия.
Альтернативная подследственность, или подследственность по связи дел допускает изъятия из предметной подследственности дела в пользу того органа предварительного следствия, который выявил соответствующее преступление и возбудил уголовное дело (ч. 5-6 ст. 151 УПК РФ).
Универсальная подследственность – это такое исключение из предметной подследственности, когда родовой признак (квалификация преступления) вообще не имеет значения. Данная подследственность возникает, когда прокурор передает любое уголовное дело следователю Следственного комитета при прокуратуре РФ вне зависимости от квалификации преступления (п. 11 и 12 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).
Орган расследования, установив, что уголовное дело не относиться к его компетенции, производит неотложные следственные действия, после чего передает дело по подследственности. Уголовное дело передается по подследственности следователем через руководителя следственного органа (который затем вправе направить его прокурору), а дознавателем или органом дознания – через прокурора. Споры о подследственности разрешает прокурор (ч. 8 ст. 151).
8.5. Взаимодействие органов расследования
Взаимодействие органов расследования означает их согласованную деятельность для выполнения задач стадии предварительного расследования.
Взаимодействие органов расследования происходит в процессуальных и организационных формах, в зависимости от закрепления их в УПК РФ или ведомственных нормативных актах. По степени согласованности действий взаимодействие осуществляется на трех уровнях: а) обмен информацией, б) совместное планирование и в) совместные действия.
1) На уровне обмена информацией взаимодействие может осуществляться в следующих формах:
· передача уголовных дел;
· представление результатов оперативно-розыскной деятельности;
· направление требований, представлений, поручений, запросов и т.п.
Поручение следователя (или отдельное поручение), - это письменное обращение к другому органу расследования с предписанием о производстве процессуальных или розыскных действий в связи с расследуемым уголовным делом.
Виды поручений следователя: а) органу дознания по месту производства предварительного следствия (п. 4 ч. 2 ст. 38) и б) органу дознания или другому следователю вне места производства предварительного следствия (ч. 1 ст. 152).
2) Совместное планирование как следующий уровень взаимодействия органов расследования имеет самостоятельное значение при проведении координационных совещаний, составлении согласованных планов расследования уголовных дел и оперативно-розыскных мероприятий, планов оперативно-тактических комбинаций в рамках проведения одного или нескольких следственных действий.
3) Совместные действия составляют высший уровень взаимодействия органов расследования, которые облечен в три основные процессуальные формы:
· получение содействия органа дознания при осуществлении следственных действий (оцепление, конвоирование);
· привлечение к участию в следственном действии должностного лица органа дознания (с обязательным указанием его в протоколе следственного действия);
· следственная группа или следственно-оперативная группа, которая создается по решению руководителя следственного органа.
К предварительному расследованию предъявляются требования: всесторонности (исследования дела со всех сторон, с позиций версий как обвинения, так и защиты), объективности (непредвзятости действий и решений, точного отражения в них действительности), полноты (достаточности собранных доказательств и установленных фактов) и быстроты.
Эти требования обеспечиваются следующими общими условиями предварительного расследования:
· соединение и выделение уголовных дел,
· незамедлительное начало, установление сроков предварительного расследования,
· недопустимость разглашения данных предварительного расследования (тайна предварительного расследования),
· общие правила производства следственных действий,
· установление обстоятельств, способствовавших совершению преступления,
· восстановление утраченных уголовных дел.
Соединение дел предстает в виде права органа расследования объединить в одном производстве несколько отдельных уголовных дел на основании прикосновенности различных лиц к общим деяниям или связи различных деяний с общими лицами (ст. 153 УПК РФ). Срок объединенного дела приравнивается к сроку того из соединяемых дел, у которого он наибольший.
Выделение уголовного дела означает изъятие из основного производства части его материалов в качестве самостоятельного уголовного дела (ст. 154). Дела выделяются в отношении обвиняемых (подозреваемых) или преступлений (фактов). Условием для выделения уголовного дела является обеспечение всесторонности и объективности расследования и разрешения дела (ч. 2 ст. 154). Если уголовное дело выделяется для расследования нового преступления или в отношении нового лица, то при выделении дела в том же постановлении решается вопрос и о его возбуждении.
Срок предварительного расследования регламентируется отдельно для дознания (ст. 223, и 226.6.) и для предварительного следствия (ст. 162).
Срок предварительного следствия составляет 2 месяца со дня возбуждения дела и до дня направления его прокурору либо прекращения дела. Этот срок может быть продлен в три этапа: а) до 3 месяцев руководителем следственного органа районного уровня; б) до 12 месяцев руководителем следственного органа уровня субъекта федерации; в) до истечения сроков давности Председателем Следственного комитета РФ, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти). При возвращении уголовного дела на дополнительное следствие прокурором (п. 3 ч. 1 ст. 221 УПК РФ). При возвращении уголовного дела следователю в связи с отменой постановления о приостановлении следствия, прекращении дела, возвращением дела на дополнительное расследование или для устранения препятствий его рассмотрения судом дополнительный срок устанавливается непосредственным руководителем следственного органа в пределах одного месяца (ч. 6 и 6.1. ст. 162).
Недопустимость разглашения данных предварительного расследования обеспечивается следующими процессуальными мерами:
· отобрание органом предварительного расследования подписки в этом у лиц, участвующих в процессе (ст. 161);
· засекречивание данных о личности свидетеля, потерпевшего (ч. 9 ст. 166);
· мерами неразглашения частных данных, предпринимаемыми при обыске (ч. 7 ст. 182);
· мерами по неразглашению данных государственной тайны, содержащихся в материалах дела (ч. 2 ст. 217).
Для неразглашения данных расследования используются и непроцессуальные меры (режим хранения уголовных дел; оформление допуска для лиц, ведущих расследование; оперативно-розыскные мероприятия). Тайна предварительного расследования не абсолютна – пределы гласности определяет орган расследования.
Участие понятых (в количестве не менее 2) обеспечивает удостоверение факта производства следственного действия, а также его содержания, хода и результатов. Участие понятых обязательно при обыске, выемке электронных носителей информации, предъявлении для опознания. В труднодоступной местности при отсутствии надлежащих средств сообщения, а также, если производство следственного действия связано с опасностью для жизни или здоровья людей, следственные действия можно производить без участия понятых (ст. 170).
Обязательность ведения протоколов обеспечивает объективность расследования. Протокол – это письменный процессуальный документ, фиксирующий ход и результаты следственного действия (ст. 166). Протокол составляется следователем или дознавателем в ходе следственного действия или непосредственно после его окончания так, чтобы охватить все юридически значимые моменты следственного действия. Протокол предъявляется для ознакомления всем лицам, участвовавшим в следственном действии, подписывается ими и следователем или дознавателем.
Наряду с протоколом, при производстве следственного действия самим органом предварительного расследования либо привлеченным им специалистом могут применяться также технические средства и способы обнаружения, изъятия и фиксации следов преступления и вещественных доказательств, а также хода и результатов следственного действия: фотографирование, киносъемка, аудио- и видеозапись копирование электронной информации.
Установление обстоятельств, способствовавших совершению преступления, направлено на предупреждение преступлений и является обязанностью следователя и дознавателя (ч. 2 ст. 73). Эти обстоятельства делятся на три группы: 1) антиобщественная направленность самой личности обвиняемого, 2) условия ее формирования, 3) обстановка совершения преступления. Для устранения причин и условий преступления следователь или дознаватель выносят мотивированное представление (ч. 2 ст. 158), которое должно быть рассмотрено соответствующими должностными лицами не позднее одного месяца со дня его вынесения.
Восстановление утраченных уголовных дел производится по постановлению руководителя следственного органа или начальника органа дознания по сохранившимся копиям или путем производства процессуальных действий. Восстановление дела не влияет на исчисление процессуальных сроков.
Для непосредственного обеспечения прав и законных интересов участников расследования УПК РФ содержит такие общие условия:
· обязательность рассмотрения ходатайств;
· меры по защите потерпевшего, его представителя, свидетеля, их близких родственников и близких лиц;
· меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества;
· меры по обеспечению гражданского иска;
· судебный порядок получения разрешения на производство ряда следственных действий;
· участие переводчика.
Обязательность рассмотрения ходатайства состоит в обязанности следователя (дознавателя) рассмотреть каждое заявленное ходатайство и вынести об этом постановление. Ходатайство о собирании доказательств подлежит удовлетворению, если эти доказательства имеют значение для дела.
Меры по защите потерпевшего, его представителя, свидетеля и их близких могут иметь как «оборонительный», так и «наступательный» характер. Во-первых, по мотивированному постановлению следователя с согласия руководителя следственного органа личность свидетеля или потерпевшего можно «засекретить», а в материалах дела указывать их псевдоним (ч. 9 ст. 166). В суде эти лица могут давать показания в условиях, исключающих их визуальное наблюдение другими участниками судебного разбирательства (ч. 5 ст. 278 УПК РФ). Во-вторых, активные средства обеспечения безопасности состоят в выявлении и привлечении к ответственности лиц, виновных в посягательствах на участников процесса; а также в избрании более строгих мер пресечения к обвиняемым.
Меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества применяются при задержании подозреваемого, применении заключения под стражу, помещении в психиатрический стационар подозреваемого или обвиняемого. Их несовершеннолетние дети, иные иждивенцы, престарелые родители передаются на попечение родственникам, иным лицам или помещаются в соответствующие детские или социальные учреждения. Мерами по сохранности остающегося без присмотра имущества являются передача его на хранение заслуживающим доверие лицам, жилищной организации.
Меры по обеспечению гражданского иска состоят в установлении и наложении ареста на имущество, за счет которого может быть возмещен причиненный преступлением ущерб (ст. 160.1).
Судебный порядок получения разрешения на производство некоторых следственных действий является предварительной формой судебного контроля над действиями органов расследования, ограничивающими конституционные права граждан. Предварительный судебный контроль реализуется в двух процедурах:
а) с правом участия в судебном заседании заинтересованных лиц (подозреваемого, обвиняемого, защитника, прокурора) при избрании и применении мер принуждения: заключения под стражу, домашнего ареста, залога, отстранения от должности, денежного взыскания, обращения залога в доход государства, помещение в медицинский стационар (ст. 108, 118), а также при рассмотрении ходатайства о производстве следственных действий, касающихся реализации или уничтожения вещественных доказательств (ч.3.1. ст. 165);
б) без участия в судебном заседании заинтересованных лиц, кроме прокурора, следователя или дознавателя (ст. 165) при принятии решений: об осмотре жилища против воли проживающих в нем лиц, обыске и выемки в жилище; личном обыске; выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи, выемке предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в кредитных организациях; выемке корреспонденции, контроле и записи переговоров; получении информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, наложении ареста на имущество (ч. 2 ст. 29), эксгумации трупа против воли родственников покойного (ч. 3 ст. 178). Следователь с согласия руководителя следственного органа (дознаватель с согласия прокурора) возбуждает перед судом соответствующее ходатайство, а судья рассматривает его не позднее 24 часов с момента поступления.
В случаях, не терпящих отлагательства, осмотр, обыск и выемка в жилище, личный обыск, выемка заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи, наложение ареста на имущество могут быть проведены по постановлению следователя без судебного решения и без предварительного согласия руководителя следственного органа или прокурора (ч. 5 ст. 165). В течение 24 часов с момента начала производства следственного действия следователь уведомляет об этом судью и прокурора. Судья в течение 24 часов в судебном заседании проверяет законность действий следователя и выносит об этом постановление.
Участие переводчика как общее условие расследования обеспечивает конституционное право каждого пользование родным языком и на свободный выбор языка общения (ст. 26 Конституции РФ, ст. 18 УПК РФ). Орган расследования обязан за счет государства привлечь к участию в деле переводчика путем вынесения мотивированного постановления. Переводчик предупреждается об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за заведомо неправильный перевод и участвует в расследовании в двух формах: а) присутствие при производстве процессуального действия (как правило, для устного перевода); б) письменный перевод процессуальных документов.
8.6.Дознание
Дознание – это упрощенная (ускоренная) форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем или следователем по делу, по которому производство предварительного следствия не обязательно. Дознание производится в общем порядке либо в сокращенной форме.
В отличие от предварительного следствия дознание, производимое в общем порядке (гл. 32 УПК РФ), обладает особенностями, которые можно объединить в три группы.
1. Условием для производства дознания является небольшая общественная опасность преступления (как правило, небольшая или средняя тяжесть преступлений – ч. 3 ст. 150 УПК РФ);
2. Должностные лица, уполномоченные осуществлять дознание – это:
· Дознаватели органов внутренних дел Российской Федерации, пограничных органов федеральной службы безопасности, органов принудительного исполнения Российской Федерации, органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы, таможенных органов Российской Федерации (ч. 3 ст. 151 УПК РФ). Производство дознания возможно и группой дознавателей (ст. 223.2);
· Следователи следственного комитета РФ (проводят дознание в отношении лиц, обладающих служебным иммунитетом) и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (проводят дознание по указанию прокурора).
3. Порядок производства дознания такой же, как и предварительного следствия, за исключением некоторых следующих изъятий, установленных главой 32 УПК РФ:
· Сокращенные сроки дознания – 30 суток с возможностью продления на 30 суток. Дальнейшее продление срока допускается прокурором районного уровня до 6 месяцев. Продление срока дознания до 12 месяцев как исключение возможно лишь прокурором уровня субъекта Российской Федерации при необходимости производства на территории иностранного государства процессуальных действий, для чего дознаватель вправе направить запрос о правовой помощи.
· Особенности применения некоторых институтов предварительного расследования. При производстве дознания, как правило, отсутствует: а) процедура привлечения в качестве обвиняемого; б) сам обвиняемый (он обычно появляется в конце дознания – после вынесения обвинительного акта; в) возможность заключения досудебного соглашения о сотрудничестве; г) не применяются самые строгие меры пресечения в виде заключения под стражу и домашнего ареста. При избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, обвинительный акт должен быть составлен в течение 10 суток с момента фактического задержания подозреваемого. При невозможности составить обвинительный акт в течение 10 суток с момента применения меры пресечения в виде заключения под стражу, она либо отменяется, либо выносится постановление о привлечении в качестве обвиняемого и предъявляется обвинение.
· Применение уведомления о подозрении в совершении преступлении (ст. 223.1 УПК РФ), когда уголовное дело было возбуждено по факту преступления и в ходе дознания получены достаточные данные, дающие основание подозревать лицо в совершении преступления. Копия письменного уведомления о подозрении направляется прокурору и вручается подозреваемому, о чем составляется протокол, и в течение 3 суток подозреваемый допрашивается по существу подозрения.
· Упрощенный порядок окончания дознания с обвинительным актом. Обвинительный акт – это процессуальный документ, оформляющий итоговое для дознания решение, в котором описаны его ход, результаты и сформулировано обвинение, подлежащее рассмотрению в суде. После ознакомления сторон с обвинительным актом и материалами дознания обвинительный акт утверждается начальником органа дознания и вместе с материалами дела направляется прокурору, который в течение 5 суток принимает одно из четырех решений:
1) об утверждении обвинительного акта и направлении дела в суд;
2) о возвращении уголовного дела для производства дополнительного дознания (сроком до 10 суток) или пересоставления обвинительного акта (сроком до 3 суток);
3) о прекращении уголовного дела,
4) о направлении уголовного дела для производства предварительного следствия.
Дознание в сокращенной форме – это такая разновидность дознания (т.е. ускоренного и упрощенного предварительного расследования), которая по своей юридической природе является сделкой о сокращении как досудебного, так и судебного судопроизводства. В соответствии с этой сделкой подозреваемый заявляет ходатайство о проведении сокращенного дознания, полностью признает свою вину, а назначаемое ему наказание не может превышать половины от максимально возможного.
Сокращенное дознание производится по общим правилам дознания, но с изъятиями, установленными главой 32.1 УПК РФ.
Основанием для сокращенного дознания является ходатайство подозреваемого, заявляемое в порядке, предусмотренном ст. 226.4, а условиями:
1) очевидность совершенного преступления невысокой общественной опасности (при возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица по тем преступлениям, каждое из которых указано в п.1 ч. 3 ст. 150 УПК РФ);
2) полное согласие подозреваемого с выдвинутым подозрением (признание вины, причиненного ущерба, юридической оценки деяния);
3) отсутствие ряда усложняющих расследование обстоятельств: особого социального статуса подозреваемого (несовершеннолетнего возраста, невменяемости, незнания языка, наличия юридического иммунитета), возражений потерпевшего (ч. 2 ст. 226.1 и ст. 226.2).
Особенности процедуры сокращенного дознания состоят в следующем:
- исчисление и сокращение срока дознания (ст. 226.6). Срок исчисляется с момента удовлетворения ходатайства подозреваемого о сокращенном дознании (а не с момента возбуждения дела) и до направления дела прокурору, составляя не более 15 суток. При этом обвинительное постановление должно быть составлено не позднее 10 суток, т.е. 5 суток остаются для ознакомления сторон с материалами оконченного дознания. Если этого времени оказывается недостаточно, то срок дознания продлевается до 20 суток (т.е. еще на 5 суток) для производства дополнительных процессуальных действий при ознакомлении сторон с материалами оконченного дознания (ч. 9 ст. 226.7);
- сокращение предмета и пределов доказывания (ст. 226.5). Доказательства собираются в объеме, достаточном для установления события преступления, характера и размера вреда, а также виновности лица. Объем следственных действий ограничивается неотложными (т.е. теми, задержка в проведении которых повлечет невосполнимую утрату доказательств). При этом в качестве судебных доказательств широко используются материалы предварительной проверки сообщений о преступлениях;
- обязательное участие в деле защитника (п. 8 ч. 1 ст. 51);
- окончание дознания с обвинительным постановлением (ст. 226.7). Обвинительное постановление – это итоговый документ сокращенного дознания, описывающий его ход, результаты и формулирующий обвинение, подлежащее рассмотрению в суде. Обвинительное постановление составляется не позднее 10 суток с момента удовлетворения ходатайства подозреваемого о проведении дознания в сокращенной форме. Не позднее 3 суток происходит ознакомление сторон с материалами дознания, в необходимых случаях продление срока ознакомления на 5 суток. Прокурор утверждает согласованное с начальником органа дознания обвинительное постановление в течении 3 суток (ст. 226.8.);
- судебное производство по делу, дознание по которому производилось в сокращенной форме, осуществляется в особом порядке с назначением наказания, не превышающим половины от максимального, предусмотренного за данное преступление (ст. 226.9).
Основной гарантией при производстве сокращенного дознания обеспечения прав участников процесса, достижения истины и в целом справедливости процесса, служит возможность направления уголовного дела для производства дознания в обычном порядке в любой момент производства по делу вплоть до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора (ч. 3 ст. 226.3, ч. 9 ст. 226.7, п. 3 ч.1 ст. 226.8, ч. 4 ст. 226.9). Такое направление обязательно по ходатайству подозреваемого, потерпевшего, а также возможно по инициативе дознавателя, начальника органа дознания, прокурора, суда.