Современные подходы к укреплению общероссийской гражданской идентичности
Трудоемкость обучения: 36 академических часов.
Категория слушателей: профессорско-преподавательский состав, специалисты по работе с молодежью и воспитательной работе; учебно-вспомогательный персонал образовательных организаций высшего профессионального образования, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
По окончании обучения выдается: удостоверение установленного образца о повышении квалификации.
Программа имеет своей целью повышение уровня знаний и практических умений по направлению деятельности, связанной с формированием и укреплением общероссийской гражданской идентичности в молодежной среде.
Слушатель должен знать:
× психологические и методические основы развития российской идентичности;
× современное состояние области знаний и (или) профессионально й деятельности, соответствующей преподаваемым учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям). нормативно-правовые акты в области государственной национальной политики Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях;
× педагогические основы укрепления российской идентичности;
× законодательство Российской Федерации и документы стратегического характера о государственной национальной политике;
× роль преподаваемого учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в структуре обучения при укреплении российской идентичности.
Слушатель должен уметь:
× анализировать, разрабатывать и обновлять рабочие программы, планы занятий (циклов занятий), оценочные средства и другие методические материалы по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации; развития соответствующей области научного знания; современных подходов к укреплению российской идентичности;
× создавать условия для укрепления гражданского самосознания, патриотизма, гражданской ответственности, чувства гордости за историю России, воспитание культуры межнационального общения, основанной на уважении чести и национального достоинства граждан, традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
× использовать средства педагогической поддержки развития идентичности обучающихся, проводить консультации на основе наблюдения за динамикой идентичности обучающихся.
Слушатель должен владеть:
× современными методами разработки и обновления учебно-методического обеспечения учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ;
× навыками создания условий для воспитания и развития обучающихся, способствующих укреплению российской идентичности;
× практиками консультирования обучающихся по вопросам самоопределения, адаптации обучающихся;
× способами и механизмами текущего контроля, оценки динамики идентичности обучающихся.
Содержание программы:
× феномен общероссийской гражданской идентичности, понятие гражданской идентичности, научно-теоретическое осмысление феномена общероссийской гражданской идентичности, социология гражданской идентичности;
× исторические аспекты общероссийской гражданской идентичности, закономерности формирования российского государства, трансформации российского государства, тенденции существования и развития, исторические сюжеты складывания российской идентичности, история и память, символы российской истории;
× этническая, религиозная и региональная идентичность, современные подходы к понятиям этничности и нации, гражданская нация, этническая и гражданская идентичности, учет этнокультурных особенностей, место религиозности в современной России, конфессиональный состав России, религиозные традиции в России, понятие региональной идентичности, взаимовлияние видов идентичности;
× государственная политика в сфере укрепления общероссийской гражданской идентичности, основные документы в сфере укрепления общероссийской гражданской идентичности, национальной политики России, реализация государственной национальной политики в сфере укрепления общероссийской гражданской идентичности, представления о путях укрепления российской идентичности в стратегических и правовых документах Российской Федерации;
× механизмы формирования и укрепления общероссийской гражданской идентичности, научные подходы к современному состоянию российской идентичности, риски и вызовы российской идентичности: внешние и внутренние, механизмы укрепления гражданской идентичности, система образования и её потенциал в развитии гражданской идентичности.