Технологии информационно-аналитической работы в органах исполнительной власти региона

[1]

Информационно-аналитическая деятельность является важнейшей характеристикой процесса государственного управления. Значение ее возрастает в силу усложнения управленческих задач, выражающегося в увеличении числа его объектов, их дифференциации и, как следствие, - постоянного нарастания комплекса решаемых проблем. С одной стороны, эти проблемы обусловлены влиянием глобальных тенденций, проявляющихся на всех уровнях самоорганизации социума; с другой стороны, необходимостью переориентации управленческой стратегии на конкретного человека, выступающего основным внешним клиентом по отношению к государственным структурам. Последнее обстоятельство отражено в концепции улучшения качества жизни населения, которая рассматривается сегодня как главный ориентир для субъектов социального регулирования.

Пересмотр приоритетов социального развития требует во многих случаях принципиально новых решений, касающихся самого содержания управленческой деятельности, способов ее проектирования и практического осуществления. Эти решения не могут быть найдены без планомерного интеллектуального поиска. Очевидно, что качественное усложнение управленческих задач предъявляет повышенные требования к управленческому ресурсу. Он становится не просто определяющим фактором общественного развития,

Информационно-аналитическая работа (ИАР) представляет собой необходимый элемент государственного управления, как деятельность, объединяющая в себе методологию информационно-исследовательской работы, ее организационное, а также технолого-методологическое обеспечение разработки и создания инструментальных средств для ее ведения. В.Д. Попов пишет: «Знание социальных, медийных законов, коммуникативных законов государственными служащими, умение применить их в своей профессиональной деятельности, представляет мощный информациологический ресурс государственной службы»[1].

Между тем, практика свидетельствует о снижении в последние два-десятилетия уровня информационно-аналитической деятельности в институтах социального управления и в обществе в целом. Показательно в данном отношении мнение Ю.В: Курносова и П.Ю. Конотопова, которые подчеркивают: «Общество обладает высокой инерцией — не только и не столько в области экономики, но, как это ни странно, - интеллектуальной инерцией. Оказывается, что людей, способных осуществить анализ новой информации, явно недостаточно для того, чтобы идеи могли сыграть свою позитивную роль. Особо печальная ситуация сложилась в России — вот уже несколько десятилетий наша страна теряет ценнейшие кадры, которые находят себе применение, где угодно, только не у нас. А ведь чем ниже интеллектуальный потенциал общества, тем ярче выражены деструктивные тенденции»[2].

Дефицит аналитического стратегического мышления и поведения система государственного и муниципального управления пытается компенсировать разработкой различных комплексных и целевых программ. В результате в настоящее время на федеральном и региональном уровне управления, фактически, сформировалась ситуация программной избыточности, но при этом программные цели, как правило, не достигаются по основным параметрам.

Особенно типично это для регионального управления, которое характеризуется ограниченностью ресурсов, необходимых для аналитической деятельности. В данном случае складывается парадоксальная ситуация. Формально политика региональных, прежде всего, исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации все чаще претендует на научно-аналитическую обоснованность. Фактически же, их действия нередко компрометируют саму идею аналитического обеспечения управления, поскольку основываются на чисто субъективном восприятии действительности, апологии здравого смысла и интуиции руководителей и государственных служащих.

Основными принципами организации информационно-аналитической деятельности являются: научность; концептуальность; системность; каузальность; максимальная валидность результатов; нормативно-правовая регламентация. Разработанная на их основе стратегия информационно-аналитической деятельности позволяет придать ей планомерный «характер, обеспечить достижимость результатов и координацию действий участников.

Стратегия информационно-аналитической работы (ИАР) должна осуществляться по следующим направлениям: диагностика социально-экономических и политико-идеологических отношений (объектный блок); оценка состояния субъекта управления (субъектный блок); анализ процесса управления (процессный блок).

Процедурами формирования стратегии являются: определение тезауруса субъекта; выявление проблем; прогноз; разработка проекта ИАР; подготовка и реализация программы. В качестве критериев результативности аналитики выступают: адекватность целей ИАР стратегическим направлениям развития региона, полнота и объективность выделения проблем регионального управления, точность прогноза, обоснованность проектов и программ информационно-аналитической деятельности, оценка состояния ИАР субъектами управления.

Система показателей оценки состояния информационно-аналитической деятельности в органах исполнительной власти региона представлена в виде нескольких блоков. Первый блок составляют организационные показатели: наличие концепции; организации ИАР и степень скоординированности действий всех факторов ИАР; эффективность обмена информацией между ними и организация обратной связи с населением.

Технологические показатели: второго блока, характеризуют обеспеченность, факторов ИАР компьютерными средствами; уровень овладения субъектами ИАР современными информационными технологиями; обеспечение каналов; «информационного участия» населения в государственном управлении; технологическое обеспечение процедур социальной диагностики; развитие электронного документооборота.

Третий блок показателей характеризует качество кадрового обеспечения ИАР: уровень обеспеченности ИАР-структур персоналом; профессиональная компетентность работников; наличие у них потребности и возможности профессионального развития.

Показатели, позволяющие оценить эффективность функционирования ИАР, составляют четвертый блок, и включают: регулярность использования данных аналитики при принятии управленческих решений; полноту информирования населения о деятельности государственных органов; создание позитивного имиджа структур государственного управления; наличие каналов обратной связи.

Технологии информационно-аналитической работы представляют собой систему рационально обоснованных, выстроенных в соответствии с теоретически обоснованным алгоритмом процедур осуществления ИАР, направленных на повышение ее функциональной эффективности. Технология институционализации ИАР предполагает ревизию: функций ИАР-структур; регламентацию функций; применение по отношению к части из них процедуры аутсорсинга; формирование комбинированной модели управления информационно-аналитической деятельностью.

Технология организации процесса ИАР включает в себя: определение тезауруса субъекта аналитики; выявление проблем; прогноз; разработку проекта; подготовку и реализацию программы.

Технология управления кадровыми процессами основана на применении процедур персонал-маркетинга и профессионального развития кадров. Технология формирования интерактивного пространства аналитики предусматривает нормативную регуляцию этой деятельности, консолидацию участников информационно-аналитической работы в рамках единой программы и мотивацию внешних участников. Технология информационно-коммуникационного обеспечения ИАР требует формирования эффективных механизмов сбора, переработки, хранения и передачи государственной информации в электронном виде; развития практики публичного раскрытия данных, внедрения аудита государственных информационных систем; создания «инфраструктуры доверия»; формирования системы стандартизации программного обеспечения; создания эффективной системы информирования населения региона.

Задачи, решаемые российским обществом на этапе его социальной трансформации, требуют качественных изменений системы государственного управления на всех уровнях. Она не просто должна стать максимально функциональной, с точки зрения, содержания управленческой деятельности соответствовать современному уровню развития технологий управления, но и приобрести ярко выраженную социальную направленность, ориентацию на граждан, как на потребителей ее услуг. При этом управление необходимо ориентировать не только на решении конкретных проблем, но и на историческую перспективу, сделать его максимально конкурентоспособным на всех уровнях.

Данная установка в полной мере соответствует концепции нового государственного управления и находит свое обоснование в Концепции административной реформы, реализующейся в настоящее время в России.

Цели и задачи, сформулированные в Концепции, предъявляют повышенные требования к информационно-аналитическому обеспечению управленческого процесса, которое в современных условиях выполняет несколько взаимосвязанных функций: во-первых, формулирует систему проблем, требующих решения в интересах отдельных граждан и субъекта Российской Федерации в целом; во-вторых, позволяет объективно оценить состояние самой системы управления, выявить проблемные поля в процессе ее функционирования; в-третьих, дает возможность исследовать систему вызовов и угроз, социальных рисков, которые продуцируются, с общими тенденциями глобализации мира, с другой, являются следствием ошибок и просчетов субъектов управления; в-четвертых, позволяет сформировать прогнозный фон регионального развития и обосновать проекты, позволяющие обеспечить стабильное развитие в кризисных условиях.

Эти задачи актуальны, как для федерального, так и для регионального уровня организации государственной власти. Однако, несмотря на наличие потребности в активной и эффективной информационно-аналитической работе на региональном уровне, приходится констатировать, что ее современное состояние не соответствует параметрам, объективно заданным целями системы управления. Это обусловлено комплексом причин, к числу которых относятся: сохранение традиционного для системы управления недоверия к науке, доминирующая до настоящего времени установка в практике управлении на здравый смысли жизненный опыт руководителя; недостаток всех видов ресурсов, которые могут быть использованы в аналитике; трудности организации аналитики в ситуации высокого уровня рисков. Особая проблема аналитической деятельности связана с изменением в современных условиях когнитивных механизмов социальных исследований, обусловленных кризисом рациональности.

Информационно-аналитическая работа в органах исполнительной власти рассматривается как специфический вид обеспечивающей интеллектуально-познавательной деятельности, характеризующийся высоким уровнем дифференцированности, диверсификации и рефлексивности.

Принципы организации ИАР в государственном управлении определяяются как отношения или взаимосвязи, возникающие в ходе ее осуществления (системы онтологических элементов), выраженные в виде определенных научных положений, довольно часто нормативно закрепленных и применяемых в теоретической и практической деятельности.

Принципы организации аналитики включают в себя:

―     научность, предполагающую построение ИАР с учетом закономерностей и существенных причинно-следственных связей;

―концептуальность, требующую разработки целостного представления о характере предпринимаемых ее субъектами действий;

―системность, которая предполагает учет закономерностей системной целостности объекта, взаимной обусловленности его структуры и функций;

― каузальность, требующая ее проектирования как целостного, завершенного образования, максимально учитывающего логику причинно-следственных связей между отдельными этапами (фазами, процессами);

―валидность результатов;

―нормативно-правовая регламентация.

Определение принципов необходимо для разработки стратегии информационно-аналитической работы в органах исполнительной власти, представляющей собой обобщенную модель долгосрочных действий, позволяющая достичь поставленные цели. Стратегия информационно-аналитической деятельности позволяет придать ей планомерный характер, обеспечить достижимость результатов и координацию действий участников. Основными процедурами формирования стратегии являются: определение тезауруса субъекта; выявление проблем; прогноз; разработка проекта ИАР; подготовка и реализация программы.

Стратегию ИАР целесообразно реализовать по трем основным направлениям, соответствующим основным предметным областям аналитики в системе государственного управления.

Во-первых, оценка состояния объекта управления. Она включает в себя анализ состояния и тенденций изменения ситуации регионе с учетом основных социальных сфер; выявление состояния и тенденций изменения потребностей в ресурсах; оценку состояния и тенденций изменений в идеологической и духовной сферах общества; определение состояния и тенденций изменения характера угроз региональной безопасности; анализ состояния и тенденций изменения научно-методологического и технологического обеспечения деятельности акторов регионального социально-экономического пространства.

Во-вторых, определение потенциала субъекта управленческого воздействия, предполагающее оценку состояния организационной структуры государственного управления; анализ кадрового потенциала государственной и муниципальной службы; определение уровня информатизации государственного управления; анализ состояния нормативно-правовой базы государственного управления в регионе.

В-третьих, анализ эффективности применяемых технологий. Он включает в себя: изучение условий и факторов применения технологий государственного управления; оценку эффективности применяемых технологий; анализ коммуникативных отношений, складывающихся в процессе достижения целей государственного управления.

Завершающей процедурой построения концепции информационно-аналитической работы является определение критериев ее эффективности, к числу которых исследование позволяет отнести адекватность целей информационно-аналитической работы стратегическим направления развития региона, полноту и объективность выделения проблем регионального управления, точность прогноза, которая подтверждается социальной практикой, обоснованность проектов и программ информационно-аналитической деятельности, содержание оценки состояния информационно-аналитической деятельности субъектами управления, как руководителями государственных органов, так и государственными служащими. I

Система информационно-аналитического обеспечения государственного управления в институциональном отношении объединяет специализированные подразделения, функциями которых являются сбор, обработка и интерпретация информации, необходимой для успешного функционирования системы государственного управления в целом, государственные структуры, занимающиеся внедрением информационно-коммуникационных технологий, подразделения в региональных государственных органах, осуществляющие аналитику в пределах своей компетенции и научно-исследовательские учреждения и организации.

Сложившаяся система информационно-аналитической работы, в основном, соответствует современным требованиям развития информационных технологий и позволяет органам государственного управления и исполнительным органам власти решать основные тактические и стратегические задачи управления регионом.

Нерешенные проблемы организации ИАР.

―     отсутствует концепция организации ИАР в органах государственного управления, а также базирующаяся на ее основе программа. Недостаточно эффективной является обратная связь в государственном управлении; не вполне результативен механизм формирования общественного мнения по важнейшим социальным проблемам. Уровень профессиональной компетентности аналитиков не в полной мере соответствует стоящим перед ними задачам. В организации профессионального развития современных специалистов-аналитиков имеются «системные ошибки», связанные с недостаточностью подготовки по таким значимым аспектам информационно-аналитической деятельности в системе регионального управления, как информационное обеспечение государственного и муниципального управления, социальная коммуникация и коммуникативные технологии, методология и методика проведения исследований, обработка информации.

―     Низка эффективность инвентаризации баз данных органов власти, отсутствуют единые стандарты информационных ресурсов, система электронных архивов. Нет центра обработки данных, обеспечивающего централизацию информационных и программных ресурсов органов исполнительной власти и местного самоуправления области.

Несмотря на сравнительно высокий уровень профессиональной компетентности специалистов-аналитиков качество их профессиональной подготовки по таким направлениям, как информационное обеспечение государственного и муниципального управления, социальная коммуникация и коммуникативные технологии, методология и методика проведения исследований, обработка информации не вполне адекватно современным вызовам. Сотрудники-аналитики испытывают потребность в повышении собственной квалификации.

Основные технологии организации информационно-аналитической деятельности в органах исполнительной власти региона. Прежде всего, технология институционализации ИАР, под которой следует понимать совершенствование организационно-правового оформления этого вида деятельности. В современных условиях оно предполагает ревизию функций ИАР-структур; их регламентацию функций; вынесение части из них аутсорсинг; формирование комбинированной модели управления информационно-аналитической деятельностью. В основе такой модели может лежать идея создания ситуационных центров. Они представляют собой коллективы экспертов по соответствующим предметным областям, осуществляющих аналитические разработки по заказам управленческих структур, готовящих и принимающих решения в конкретной ситуации.

Технология совершенствования процесса ИАР включает в себя определение тезауруса субъекта аналитики; выявление проблем; прогноз; разработку проекта; подготовку и реализацию программы. В сущности, она представляет собой применение программно-целевого управления в конкретной сфере деятельности, использование которой, разумеется, должно учитывать специфику данной сферы.

Технология управления кадровыми процессами основана на применении процедур персонал-маркетинга и профессионального развития кадров. Специфика ее применения в сфере аналитики связана с тем, что, во-первых, на региональном уровне в настоящее время ощущается дефицит аналитиков.

Во-вторых, отсутствует обоснованная модель профессиональных компетенций специалистов в сфере ИАР. В-третьих, нуждается в совершенствовании практики профессионально-квалификационного развития работников.

Технология формирования интерактивного пространства аналитики предполагает нормативную регуляцию ИАР, консолидацию участников информационно-аналитической работы в рамках единой программы и мотивацией внешних участников. Программа развития информационно-аналитической деятельности в регионе должна стать основным нормативным документом регулирования данной сферы.

Технология информационно-компьютерного обеспечения ИАР определяет практику внедрения современных программных и технических средств для осуществления информационно-аналитической работы. Основными задачами в данной связи являются: формирование эффективных механизмов сбора, переработки, хранения и передачи государственной информации в электронном виде; развитие практики публичного раскрытия данных государственных органов, внедрение аудита государственных информационных систем; создание «инфраструктуры доверия», обеспечивающей юридическую значимость электронного взаимодействия при выполнении государственных функций и предоставлении государственных услуг; формирование системы стандартизации программного обеспечения, используемого в государственном управлении; создание эффективной системы информирования населения региона.



[1] Попов В.Д. Социальная информациология - наука XXI века (проблемы становления и развития). - М., 2004. - С. 75.

[2] Курносов Ю.В., Конотопов П.Ю. Аналитика: методология, технология и организация информационно-аналитической работы. — М., 2004. - С. 10.



[1] Бочарова Т.А. Технологии информационно-аналитической работы в органах исполнительной власти региона: автореф. дисс. … канд. социолог. наук. – 2009.