В отличие от физической культуры объектом познания, преобразования и самосовершенствования в адаптивной физической культуре являются не здоровые, а больные люди, в том числе и инвалиды.

Адаптивная физическая культура (АФК) представляет собой определенные меры спортивно–оздоровительного характера, направленные на реабилитацию и приспособление к естественной социальной среде людей с ограниченными физическими возможностями, преодоление психологических барьеров, мешающих им жить полноценной жизнью, а также сознавать необходимость личного вклада в социальное развитие общества.

В АФК интегрируются три важных области знаний – физическая культура, медицина, коррекционная педагогика – и значительное количество учебных и научных дисциплин: теория и методика физической культуры; теория и методика отдельных видов спорта и их групп; теория и методика физического воспитания, двигательной рекреации и физической реабилитации; анатомия, физиология, биохимия, биомеханика, гигиена, общая и частная патология, тератология, психология болезни и инвалидности, специальная психология, специальная педагогика, психиатрия, психоконсультирование и т.п.

Рис. 1. Дисциплины физической культуры, медицины и коррекционной педагогики, составляющие основы знаний адаптивной физической культуры

Рисунок 1. Дисциплины физической культуры, медицины и коррекционной педагогики, составляющие основу знаний АФК

Цель и задачи адаптивной физической культуры

Цель АФК – максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья и (или) инвалидность, обеспечение оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии (оставшихся в процессе жизни) его телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимально возможной самоактуализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта.

 Задачи, решаемые в АФК, должны ставиться исходя из конкретных потребностей каждого человека; приоритет тех или иных задач во многом обусловливаются компонентом (видом) АФК, учебным материалом, материально-техническим обеспечением образовательного процесса и другими факторами.

В обобщенном виде задачи в АФК можно разделить на две группы:

  • первая группа задач вытекает из особенностей занимающихся – лиц с отклонением здоровья и (или) инвалидов. Это коррекционные, компенсаторные и профилактические задачи.
  • вторая группа – образовательные, воспитательные, оздоровительно-развивающие задачи – наиболее традиционные для ФК.

1.1. Коррекционные задачи. В связи с тем, что объектом внимания в АФК является человек с отклонениями в состоянии здоровья, то вполне логично попытаться, используя огромный потенциал этого вида деятельности, исправить имеющийся недостаток, скорректировать, если это возможно, основной его дефект. 

Говоря о коррекционных задачах, имеется в виду нарушения (дефекты) не только опорно-двигательного аппарата (осанка, плоскостопие, ожирение и др.), но и сенсорных систем (зрения, слуха), речи, интеллекта, эмоционально-волевой сферы, соматических функциональных систем и др.

Разумеется, коррекционная работа может проводиться как по отношению к основному дефекту, так и сопутствующему заболеванию, а также по отношению к вторичным нарушениям, обусловленным основным дефектом.

1.2. В том случае, когда коррекция невозможна, на первый план выступают компенсаторные задачи (формирование пространственно-временной ориентировки у незрячих, «тренировка» сохранных сенсорных систем, обучение ходьбе на протезах и др.).

1.3. Тот или иной дефект, то или иное заболевание требуют обязательной профилактической работы (решения профилактических задач). Так, например, ограничение мобильности человека настоятельно требует целенаправленной деятельности по профилактике заболеваний, обусловленных гиподинамией и гипокинезией.

Все перечисленные задачи решаются в контексте со второй группой задач:

2.1. образовательные задачи: обучение тем или иным знаниям, умениям, навыкам;

2.2. воспитательные задачи: воспитание тех или иных свойств личности занимающихся;

2.3. оздоровительно-развивающие задачи: развитие их физических качеств и способностей, укрепления мышц стопы, совершенствования осанки и т. п. 

Последнее изменение: понедельник, 31 марта 2025, 19:36