Существуют разные классификации инвалидности в зависимости от тех или иных критериев:

  • в зависимости от возраста человека: дети-инвалиды; взрослые инвалиды
  • в зависимости от причины: инвалиды войны; инвалиды труда; инвалиды с детства; инвалиды по общему заболеванию
  • в зависимости от степени утраты трудоспособности: I группа - полностью утратившие трудоспособность; II группа - частично либо временно утратившие трудоспособность; III группа - трудоспособные, но нуждаются в щадящих условиях труда
  • в зависимости от степени утраты способности к передвижению: мобильные; маломобильные; неподвижные
  • в зависимости от вида нарушенной функции: расстройства двигательной сферы; расстройства со стороны сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, пищеварения, выделения, органов внутренней секреции, обмена веществ; расстройства со стороны органов чувств: слуха, зрения, обоняния, осязания; психические расстройства, нарушения памяти, внимания, восприятия, воли, эмоций, речи.

Группы инвалидности

Различают три группы инвалидности.

Инвалидность первой группы. Способность к самообслуживанию полностью утрачена. Инвалид зависит от окружающих, постоянно нуждается в их помощи и уходе. Способность к передвижению утрачена, человек не может передвигаться без чужой помощи. Отмечается дезориентация во времени и пространстве. Человек не может общаться с окружающими, не в состоянии контролировать свое поведение.

Инвалидность I группы устанавливается:

  1. Лицам, которые полностью нетрудоспособны (постоянно или временно) и нуждаются в непрерывном присмотре (уходе, помощи) со стороны третьих лиц.
  2. Лицам, которые хоть и страдают резко выраженными функциональными нарушениями функций организма, но все-таки могут осуществлять некоторые виды трудовой деятельности. Однако следует отметить, что трудиться они могут, только если специально для них создаются индивидуальные условия: особые цеха, работа, которую они в силах выполнять, не выходя из собственного жилища, и т. д.

Кроме того, следует отметить, что существуют некие критерии определения группы инвалидности.

Для установления первой группы используются следующие из них:

‒     отсутствие способности самостоятельно себя обслуживать;

‒     невозможность самостоятельно передвигаться;

‒     потеря навыка ориентации в пространстве (дезориентация);

‒     неспособность общаться с людьми;

‒     невозможность контролировать свое поведение и отвечать за совершенные действия.

Перечень заболеваний, при которых человеку присваивается инвалидность I группы. К ним относятся:

‒     тяжелая прогрессирующая форма туберкулеза, находящегося в стадии декомпенсации;

‒     инкурабельная злокачественная опухоль;

‒     серьезные заболевания, которым подвержена сердечно-сосудистая система, сопровождаемые недостаточностью кровообращения третьей степени;

‒     паралич конечностей;

‒     гемиплегия или выраженная афазия головного мозга;

‒     шизофрения с тяжелым и продолжительном параноидным и кататоническим синдромом;

‒     эпилепсия, при которой наблюдаются очень частые припадки и постоянное сумеречное сознание;

‒     слабоумие и одновременно потеря критического восприятия своего заболевания;

‒     культи верхних конечностей (например, полное отсутствие пальцев и другие более серьезные ампутации);

‒     культи бедер; полная слепота и т. д.

Вторая группа инвалидности дается людям, в организме которых наблюдаются серьезные функциональные нарушения, являющиеся следствием перенесенного заболевания, травмы или врожденного порока. В результате жизнедеятельность человека существенно ограничена, однако сохраняется способность самостоятельно за собой ухаживать и не прибегать к помощи посторонних.

Способность к самообслуживанию утрачена частично: инвалид в состоянии себя обслуживать и передвигаться, но только с использованием специальных приспособлений или с помощью окружающих. Трудоспособность утрачена, либо человек может выполнять определенные виды работы, но нуждается в специальных условиях, особом оснащении рабочего места, посторонней помощи. Способность к обучению утрачена, либо человек может обучаться в специальных учебных заведениях, по особой адаптированной программе, либо только в домашних условиях. Ориентация во времени и пространстве, контроль над своим поведением возможны с помощью посторонних. Для того чтобы общаться с окружающими людьми, нужна посторонняя помощь или специальные устройства.

Устанавливается вторая группа инвалидности, если существуют следующие показания:

‒     способность обслуживать себя самостоятельно, используя для этого различные вспомогательные средства или незначительную помощь третьих лиц;

‒     возможность передвигаться с использованием вспомогательных средств или с помощью третьих лиц;

‒     невозможность осуществлять трудовую деятельность или способность работать, только если для этого созданы специальные условия, предоставлены необходимые средства, оборудовано особое место;

‒     неспособность получать образование в обычных учебных учреждениях, но восприимчивость к освоению информации с помощью специальных программ и в специализированных центрах;

‒     присутствие навыков ориентации как в пространстве, так и во времени;

‒     умение общаться, но при условии использования специальных средств;

‒     способность управлять своим поведением, но при присмотре со стороны третьих лиц.

Инвалидность второй группы устанавливается, если человек страдает одной из следующих патологий:

‒     поражен клапанный аппарат сердца либо миокарда и II–III степень нарушения кровообращения;

‒     II степень гипертонической болезни, которая быстро прогрессирует и сопровождается частыми ангиоспастическими кризами;

‒     фиброзно-кавернозный прогрессирующий туберкулез;

‒     цирроз легких и сердечно-легочная недостаточность;

‒     атеросклероз мозга тяжелой формы с ярко выраженным снижением уровня интеллекта;

‒     травмы и другие инфекционные и неинфекционные болезни головного мозга, вследствие развития которых нарушаются зрительные, вестибулярные и двигательные функции организма;

‒     заболевания и травмы спинного мозга, в результате которых обездвижены конечности;

‒     повторный инфаркт и коронарная недостаточность;

‒     после хирургического вмешательства, необходимого для удаления злокачественных образований в желудке, легких и других органах;

‒     язва желудка тяжелой формы течения с потерей аппетита;

‒     эпилепсия, сопровождаемая частыми припадками;

‒     экзартикуляция бедра;

‒     культя бедра со значительным нарушением походки и др.

Третья группа инвалидности устанавливается при значительном снижении трудоспособности человека в результате нарушений в работе систем и функций организма, что обусловлено хроническими заболеваниями, а также различными анатомическими дефектами.

Человек может себя обслуживать, применяя специальные вспомогательные средства. Он может передвигаться, но медленнее, чем здоровые люди, на меньшие расстояния. Способность к обучению сохраняется, но нужен специальный режим, помощь других людей помимо педагогов. Люди с третьей группой инвалидности не могут работать по профессии, вынуждены выполнять менее квалифицированную работу, в меньших объемах. Для адекватной ориентации во времени и пространстве нужны вспомогательные устройства. Скорость общения снижается, человек способен усваивать и передавать меньшие объемы информации.

Эту группу дают:

1. Людям, у которых из-за ухудшения здоровья возникает острая необходимость в переводе на работу, требующую более низкой квалификации и меньших затрат труда.

2. Людям, которым из-за состояния здоровья, необходимы кардинальные изменения условий труда без смены профессии. Это, в свою очередь, требует существенного сокращения объема работы и снижения квалификации.

3. Лицам с ограниченными возможностями выполнения трудовой деятельности, у которых низкая квалификация или которые ранее вообще нигде не были заняты.

4. Кроме всего прочего, третья группа инвалидности дается людям независимо от того, какая именно работа ими выполняется, при условии, что у них имеются анатомические дефекты и деформации, и они не в силах выполнять свой профессиональный долг.

Категория «дети-инвалиды»

В категорию детей-инвалидов входят дети и подростки, не достигшие восемнадцати лет и имеющие существенные ограничения жизнедеятельности, следствием которых являются нарушения развития, неспособность к общению, обучению, контролю своего поведения, самостоятельному передвижению и осуществлению в будущем трудовой деятельности.

В заключении МСЭ на ребенка-инвалида как правило, прописывается ряд рекомендации:

‒     постоянное или временное размещение в специально созданных для таких детей учреждениях;

‒     индивидуальное обучение;

‒     предоставление ребенку (по необходимости) специального оборудования и вспомогательных средств для обеспечения нормальной жизнедеятельности;

‒     обеспечение санаторно-курортным лечением (указывается профиль санатория и продолжительность пребывания в нем);

‒     описывается комплекс необходимых реабилитационных мероприятий и др.

Последнее изменение: вторник, 1 апреля 2025, 09:09