В настоящее время в работе с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья как в нашей стране, так и за рубежом все большее внимание уделяется танцевальным упражнениям, которые, по существу, интегрируют в себе средства физической культуры, спорта и искусства.

Помимо традиционных хореографических, танцевальных залов, танцевальные упражнения проводятся и на открытом воздухе (на танцевальных площадках), и в воде (аква– или гидроаэробика, аква– или гидрошейпинг и др.), и на льду (элементы спортивных танцев на коньках, салазках).

В отличие от России, где танцы лишь недавно привлекли к себе пристальное внимание специалистов, в мировой практике все более отчетливо выделяются такие понятия, как танцевальная терапия и адаптивные танцы.

В первом случае основная целевая установка так называемого танцевального терапевта состоит в использовании танцевальных упражнений в качестве психотерапевтического средства коррекции эмоционального состояния любого занимающегося, испытывающего психологические проблемы. Другими словами, занимающийся здесь может быть здоровым человеком, не имеющим инвалидности, но оказавшимся в состоянии депрессии, тревожности и т. д.

Во втором случае танцевальные упражнения рассматриваются как средство двигательной активности, применяемое с различными целями в работе, прежде всего с инвалидами и лицами с отклонениями в состоянии здоровья, которые не могут использовать обычные танцевальные программы. Здесь танцевальные упражнения приспосабливают (адаптируют) к проблемам этих людей. Отсюда и название – "адаптивные танцы".

Однако после такой адаптации танцы становятся средством не только коррекции психологического состояния у данной категории лиц, но и (причем в большей степени) адаптивного физического воспитания (например, для формирования жизненной компетентности), адаптивного спорта (для участия в соревнованиях, вплоть до Паралимпийских игр), адаптивной двигательной рекреации (для активного отдыха, проведения досуга) и т. п.

Применительно к адаптивной физической культуре, активно развивающейся в России, танцевальные упражнения используются во всех ее видах, однако более всего востребованы в адаптивной двигательной рекреации и креативных (художественно-музыкальных) видах двигательной активности. В адаптивной физической культуре применяются преимущественно адаптивные танцы.

Поскольку наиболее специфичны и менее известны в нашей стране танцевальные упражнения для лиц с ПОДА, использующих для перемещения кресла-коляски, они будут рассмотрены более подробно.

Танцы на инвалидных колясках включают в себя: 

  • индивидуальный танец;
  • парный танец;
  • танец группы.

Индивидуальный танец. Сидящий в инвалидной коляске перемещается под музыку один, независимо от партнера, выполняя различные ритмические движения вперед и назад, вращения, повороты с различной скоростью, с участием головы и пояса верхних конечностей.

Парный танец. Этот танец может быть осуществлен в двух формах:

– танец, где оба партнера, сидящие в инвалидных колясках, танцуют вместе. Они взаимодействуют друг с другом либо с ручным контактом, либо без него в гармонии с музыкой. Это направление получило развитие в Великобритании (1968), а позже – в Нидерландах и Бельгии;

– комбинированный танец: сидящий в инвалидной коляске танцует со здоровым партнером. Ритмические вращения сидящего в инвалидной коляске и шаги партнера должны быть приспособлены друг к другу, чтобы получилось гармоничное выполнение танца пары. Это направление получило развитие в Швеции и Германии в конце 1960-х гг., а с середины 1970-х – в большом количестве других стран.

Танец группы (групповой танец). Сидящие в инвалидных колясках танцуют одни или со здоровыми партнерами в установленных действиях, например: в народных танцах, во фристайле или других действиях.

В зависимости от способностей и уровня обучения различают следующие типы танца в инвалидных колясках:

1. Основные движения. Обычно танец в инвалидной коляске начинается с основных движений, выполняемых на месте или в передвижении. В первом случае цель состоит в том, чтобы получить фундаментальную базу движений, адаптированную к способности занимающихся выполнить то или иное движение. Движения выполняются головой и поясом верхних конечностей под музыку в индивидуальном танце, танце в парах или группах. Сидящий в инвалидной коляске осуществляет позицию, координацию, контроль колеса, ориентацию в пространстве и сотрудничество с другими партнерами.

2. Общительный (коммуникативный) и творческий танец. Цель состоит в осуществлении связи и сотрудничестве с партнерами. Способность действовать может быть достигнута коммуникативными играми и различными темами, которые поддерживают танцующего в их новизне, гибкости и спонтанности. Формы взаимодействия, подобные выражению лица, жестам и положениям, – предварительные условия для невербальной связи. Импровизации с предметами (например, шарфами, лентами) или без них могут помочь получить понимание движения. 

3. Танец диско. Танец предназначен для сидящих в инвалидных колясках и здоровых людей. В смягченной атмосфере дискотеки танцующий может получить большее понимание движения, чем в других ситуациях. Здесь имеются все виды возможного взаимодействия, главным образом в действии "игры-реакции", в которой творческий потенциал партнеров реагирует на импульсы, которые они дают друг другу. Это наиболее популярный тип танца из-за свободной интерпретации музыки.

4. Народный танец. Легкие традиционные танцы народов различных стран, требования которых приспособлены к инвалидному креслу, показывают широкое разнообразие танца в инвалидной коляске – от основных шагов и позиций к сложному ряду совместных шагов и позиций. Народный танец на линиях, кругах и квадратах прост, чтобы исполнять движения в группе и обеспечивать связь между партнерами.

5. Балет – современный танец. Бывшие балерины, оказавшиеся в силу разных причин в инвалидных колясках, вместе со здоровыми балеринами создали этот специальный вид танца. Они предложили использовать специфику движения, выражения и эстетики из традиционного балета и хореографии пар или групп. 

6. Танец танцзала. Наиболее социальные случаи касаются стандартных (например, вальса, танго, венского вальса, фокстрота), латинских (самбы, ча-ча-ча, румбы, джайва) и других танцев (рок-н-ролла, блюза, мамбо). Данному типу танца отдают предпочтение большое количество и молодежи, и взрослых. Здесь ясно определены шаги и позиции, и программа танца может использоваться в различных социальных случаях. Целью каждого характерного танца является выражение гармонии партнера в ритме и выборе времени.

Танцевальные виды АДР являются эффективными способами комплексного воздействия на занимающихся и позволяют совершенствовать следующие аспекты реабилитации и социализации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями.

1. Моторные аспекты:

  • совершенствование позиций тела, подвижности, ловкости, гибкости;
  • совершенствование навыков координации;
  • подготовка инвалидной коляски к движению под музыку.

2. Медицинские аспекты:

  • совершенствование функций кровообращения;
  • компенсация ограниченности движений.

3. Психологические аспекты:

  • воспитание уверенности в себе;
  • реализация самовыражения;
  • выражение индивидуальности.

4. Социальные аспекты:

  • создание связи между отдельными партнерами, группами;
  • создание обществ.

Танцевальные виды АДР очень тесно связывают этот вид адаптивной физической культуры с креативными (художественно-музыкальными) видами двигательной активности человека, в которых главная целевая установка состоит в обеспечении у занимающихся возможности для творческой деятельности, самовыражения и самоактуализации.

Последнее изменение: вторник, 8 апреля 2025, 09:06