Вопрос 3. Основные средства и отличительные черты методики креативных (художественно-музыкальных) видов адаптивной физической культуры
Основные средства и отличительные черты методики креативных (художественно-музыкальных) телесно-ориентированных видов адаптивной физической культуры целесообразно рассмотреть на примере психогимнастики и танцевальной терапии, получивших наибольшее распространение в нашей стране.
Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).
Такие занятия показаны вспыльчивым, замкнутым детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, неврозами, нарушениями характера; легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни.
Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.
Занятия по психогимнастике строятся по определенной схеме и состоят из четырех фаз.
1-я фаза. Мимические и пантомимические этюды.
Цель – выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства.
Модели выражения основных эмоций – радость, удивление, интерес, гнев, отвращение, презрение, страх и др.; некоторых эмоционально окрашенных чувств – гордость, застенчивость, уверенность и др. Дети знакомятся с элементами выразительных движений – мимикой, жестом, позой, походкой.
2-я фаза. Этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций.
Цель – выразительное изображение черт, порождаемых социальной средой (жадности, доброты, честности и др.), их моральная оценка.
Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Закрепление и расширение уже полученных ранее сведений, относящихся к их социальной компетентности. Гармонизация личности ребенка.
3-я фаза. Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или группу в целом.
Цель – коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка, тренинг моделирования стандартных ситуаций.
Используются мимические и пантомимические способности детей для предельно естественного воплощения в заданный образ.
4-я фаза. Психомышечная тренировка.
Цель – снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения, черт характера.
Между 2-й и 3-й фазами делается перерыв на несколько минут, во время которого дети предоставляются сами себе, – "минутка шалости". Ведущий не вмешивается в общение детей. Желательно договориться с детьми о сигнале сбора, который должен быть постоянным.
Между 3-й и 4-й фазами можно вставить игру на внимание, память, сопротивление двигательному автоматизму или подвижную игру.
Дошкольников в группе не должно быть более шести, а младших школьников – более восьми.
Цель психогимнастики:
- обучение детей выразительным движениям;
- тренаж узнавания эмоций по внешним признакам;
- формирование у детей моральных представлений;
- коррекция поведения с помощью ролевых игр;
- снятие эмоционального напряжения;
- обучение ауторелаксации.
При изображении нежелательных черт характера положительные и отрицательные роли разыгрываются детьми в парах со сменой ролей.
Этюды и игры на эмоции радости должны обязательно быть на каждом занятии.
Заканчивается занятие успокоением детей, обучением их саморегуляции. При проведении психомышечной тренировки, особенно в заключительной ее части, необходимо соблюдать чувство меры, не затягивать отдых и дозировать внушение.
В танцевальной терапии основополагающим правилом также является единство тела и сознание человека. Характер человека понимается не только как его психологические особенности, но и как способ функционирования его тела, проявляющийся через позу, осанку, физические способности и др. Эмоциональные состояния отражаются в теле и задают ему определенную структуру. Отрицательные эмоции, подавление чувств способствуют образованию защитных телесных механизмов в форме мышечной закрепощенности и ограничений двигательного диапазона.
"Мышечные блоки" оказывают отрицательное влияние на психику. Задачами психокоррекционной работы являются: обнаружение, проработка телесных "зажимов", расслабление мышечного "панциря", достижение свободных и естественных движений. В свою очередь, телесные изменения должны повлечь за собой изменения во всей структуре личности.
Особенности танцевальной терапии заключаются в том, что эти задачи решаются путем особого способа – выразительного движения.
Групповая форма занятия дает широкие возможности для совершенствования социальных умений тех пациентов, которые нуждаются в тренинге элементарных социальных навыков. Танец – это общение без слов, поэтому направление танцевальной терапии приобрело особую значимость при работе с больными, испытывающими трудности со словесным взаимодействием. Здесь необходимо отметить особую роль танцевальной терапии при работе с психотическими пациентами как способа осуществления контакта с аутичными, недоступными для вербального (словесного) общения больными. Большинство танцевальных терапевтов придерживаются мнения, что танец может быть способом разрешения проблем на символическом уровне, в двигательной форме. Это особо важно в случаях с психотическими больными.
Одной из важнейших задач танцевальной терапии является приведение человека в контакт со своими чувствами путем установления связей чувств с движениями. Выразительные движения позволяют освободить подавленные чувства, исследовать скрытые конфликты, которые могли быть источником напряжения, и реализовать это напряжение в креативном русле, отреагировав на отрицательные эмоции социально приемлемым способом. В добавление к выразительным возможностям различного рода двигательные упражнения снимают психическое напряжение, поэтому в работе танцевальных терапевтов используется и изучение структурированных двигательных форм.
Важной целью танцевальной терапии является также повышение самооценки путем развития более положительного образа собственного тела, который прямо связан с положительным образом "Я".
В танцевальной терапии выделяется несколько различных форм танцевальных упражнений:
- структурированный танец;
- спонтанные выразительные движения;
- свободные движения с заданным ритмом и др.
Все вышеперечисленные формы занятий состоят из трех частей - вводной, основной и заключительной.
Вводная часть. Задачи – налаживание контакта с группой, настройка на двигательную активность, подготовка к повышению уровня физической нагрузки. Используются легкие физические упражнения под музыку, разминочный танец.
Основная часть. Задачи – использование движений как способа приобретения нового телесного опыта, отвлечения от болезненных переживаний, невербальные взаимодействия с другими участниками, реагирование эмоций через структурированные формы движения, развитие двигательных навыков, повышение самооценки, совершенствование социальных умений.
Проводится предварительный подбор танцев или упражнений по следующим критериям: достаточная известность и распространенность танца в массовой культуре, легкость танцевальных движений, отсутствие сложных композиций, медленный музыкальный темп, направленность на развитие навыков межличностного взаимодействия. Подбираются танцы, предполагающие достаточно тесный контакт с партнером, но не переходящие границу предполагаемой черты безопасности для данной категории больных.
Виды группового взаимодействия включают одиночное разучивание танцев, работу в парах, танцы в кругу (взявшись за руки и без них), различные вариации расположения в рядах.
Роль ведущего состоит в организации группового процесса, обучении новым движениям, наблюдении за успешностью усвоения навыков, эмоциональном подбадривании.
Особенности музыкального сопровождения: музыка и ритм используются для мотивации, активации, создания эмоциональной атмосферы. Подбирается музыка мажорного лада, так как в процессе занятий отмечено негативное реагирование на минорную музыку (ухудшение настроения, уходы).
Заключительная часть. Задачи – выравнивание эмоционального состояния, снятие избыточного возбуждения; восстановление физиологических функций после завершения двигательной активности. Используются медленные плавные движения, групповые ритуалы завершения занятий. Проводится также обсуждение возникавших состояний и чувств, высказываются мнения по поводу отдельных танцев, пожелания для дальнейших занятий.
Определенное время следует отводить для вербализации и обсуждения возникающих переживаний.
При использовании структурированных танцев рекомендуется более тщательно производить отбор пациентов в группы, учитывая их возрастные особенности, имеющуюся у них возможность освоения сложных двигательных форм. Лучше, если в группе будут пациенты с одинаковыми возможностями и танцевальными предпочтениями. Целесообразно проводить цикл занятий, начиная его с более простых двигательных форм и завершая более сложными. Благоприятно действует на больных, когда в разучиваемый танец включаются ранее освоенные фигуры. Это вызывает ощущение успешности и способствует повышению самооценки.
Отмечается также, что работа в парах в большей степени повышает уровень тревоги, чем работа в кругу. Рекомендуется подбирать виды танцев, учитывая фазу занятия и ориентируясь на необходимость активизации или стабилизации эмоционального состояния больных. Соответственно этому подбираются тип музыкального сопровождения и вид танца.
Использование подвижных танцев с характерным для них быстрым темпом движений у большинства больных вызывает значительные трудности. Все танцы необходимо упрощать и танцевать под более медленную музыку. Рекомендуемое время занятий – 1 ч. При увеличении продолжительности занятия уровень активности у больных падает, нередко возникает истощение.