К общим задачам адаптивного физического воспитания в специальных (коррекционных) школах  относятся:

  • воспитание гармонически развитого ребенка,
  • укрепление здоровья;
  • воспитание волевых качеств;
  • обучение жизненно важным двигательным умениям, навыкам;
  • развитие физических качеств, быстроты, силы, ловкости, гибкости, выносливости.

К специальным (коррекционным) задачам относятся:

  • охрана и развитие остаточного зрения;
  • развитие навыков пространственной ориентировки;
  • развитие и использование сохранных анализаторов;
  • развитие зрительного восприятия: цвета, формы, движения (удаление, приближение), сравнение, обобщение, выделение; развитие двигательной функции глаза;
  • укрепление мышечной системы глаза;
  • коррекция недостатков физического развития, обусловленных депривацией зрения;
  • коррекция скованности и ограниченности движений;
  • коррекционно-компенсаторное развитие и совершенствование мышечно-суставного чувства;
  • активизация функций сердечно-сосудистой системы;
  • улучшение и укрепление опорно-двигательного аппарата;
  • коррекция и совершенствование координационных способностей, согласованности движений;
  • развитие межпредметных знаний;
  • развитие коммуникативной и познавательной деятельности и пр.

В современной практике адаптивного физического воспитания для решения как основных, так и специальных (коррекционных) его задач имеется богатый арсенал физических упражнений.

1. Передвижения: ходьба, бег, подскоки.

 2. Общеразвивающие упражнения:

  • без предметов;
  • с предметами (гимнастические палки, обручи, озвученные мячи, мячи разные по качеству, цвету, весу, твердости, размеру, мешочки с песком, гантели 0,5 кг и др.);
  • на снарядах (гимнастическая стенка, скамейка, бревно, кольца, перекладина, ребристая доска, тренажеры — механотерапия и т.д.).

3. Упражнения на формирование навыка правильной осанки.

4. Упражнения для укрепления сводов стопы.

5. Упражнения для развития и укрепления мышечно-связочного аппарата (укрепления мышц спины, живота, плечевого пояса, нижних и верхних конечностей).

6. Упражнения на развитие дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

7. Упражнения на развитие равновесия, координационных способностей (согласованность движений рук и ног, тренировка вестибулярного аппарата и пр.).

8. Упражнения на развитие точности движений и дифференцировки усилий.

9. Лазанье и перелезание (преодоление различных препятствий).

10. Упражнения на расслабление (физическое и психическое), расслабление мышц (релаксация мышц), сознательное снижение тонуса различных групп мышц. Они могут иметь как общий, так и локальный характер.

11. Специальные упражнения по обучению приемам пространственной ориентировки на основе использования и развития сохранных анализаторов (остаточное зрение, слух, обоняние).

12. Упражнения на развитие и использование сохранных анализаторов.

13. Упражнения для развития мелкой моторики руки.

14. Специальные упражнения для зрительного тренинга: на улучшение функционирования мышц глаза; на улучшение кровообращения тканей глаза; на развитие аккомодационной способности глаза; на развитие кожно-оптического ощущения; на развитие зрительного восприятия окружающей обстановки и др.

15. Плавание.

16. Лыжная подготовка.

 К вспомогательным средствам физического воспитания относятся: гигиенические факторы (гигиенические требования к процессу обучения, соблюдение режима дня, зрительной нагрузки и т.д.); естественные силы природы. Правильное использование таких естественных факторов природы, как солнце, воздух и вода, оказывающих благоприятное воздействие на физическое развитие, здоровье и закаливание школьников. К гигиеническим факторам относятся все мероприятия, касающиеся сохранения зрения, здоровья школьников.

Основы техники безопасности при работе с детьми, имеющими нарушения зрения.

Для таких детей в процессе физического воспитания, необходимо создавать следующие безопасные условия:

  • иметь установленный порядок в спортивном зале, на спортивной площадке.
  • спортивный инвентарь, должен находиться в определенном месте;
  • не рекомендуется оставлять по периметру зала предметы, препятствующие ориентировке и передвижению учащихся;
  • использовать яркий инвентарь: зеленого, красного, оранжевого, желтого цветов. Желательно использовать озвученный мяч, дающий возможность ребенку не только свободно играть, но и точно бросать и ловить мяч, самостоятельно находить его.
  •  используемый инвентарь и игровая площадка должны быть безопасными.

Последнее изменение: четверг, 10 апреля 2025, 14:51