Вопрос 3. Характеристика детей с нарушением слуха
Основные причины нарушения слуха
Слух имеет огромное значение для развития человека. У ребенка, лишенного слуха, познание окружающей действительности крайне затруднено. Ребенок не может самостоятельно научиться говорить, так как, воспринимая речь, не слышит звуковых образцов.
Стойкие нарушения у детей могут быть врожденными и приобретенными. Врожденный характер нарушения слуха отмечается значительно реже, чем приобретенный.
Роль наследственного фактора в качестве причины врожденных нарушений слуха в прежние годы преувеличивалась. Из других причин, обусловливающих врожденное нарушение слуха, следует отметить инфекционные заболевания у матери во время беременности. Особое значение имеют вирусные инфекции (корь, грипп). Наиболее опасным для развивающегося зачатка слухового органа является заболевание, возникающее у матери в первые три месяца беременности.
Нарушение развития слухового органа может возникнуть вследствие травмы плода, особенно в первые месяцы беременности, когда зачаток слухового анализатора оказывается особенно ранимым.
Нарушения слухового восприятия вызывают специфические изменения в снижении двигательной памяти, особенно у учащихся младшего и среднего школьного возраста. Слух тесным образом связан с движением - движение корректируется не только зрением, но и слухом. Слуховые сигналы, как и зрительные, участвуют в регуляции движений. Выключение слуха из системы анализаторов означает не просто изолированное «выпадение» одной сенсорной системы, а нарушение всего хода развития людей данной категории. Между нарушением слуха, речевой функцией и двигательной системой существует тесная функциональная взаимосвязь.
Р.М. Боскис разработала психолого-педагогическую классификацию нарушений слуха, которая учитывает следующие критерии:
1) степень поражения слуховой функции;
2) уровень развития речи при данной степени поражения слуховой функции;
3) время возникновения нарушения слуха.
Выделяют две основных категории детей с недостатками слуха: глухие и слабослышащие.
Глухие дети - это дети с тотальным выпадением слуха, который не может быть самостоятельно использован для овладения словесной речью.
Слабослышащие дети – это дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие, но сохраняющей возможность самостоятельного овладения речью.
Глухие и слабослышащие дети отличаются друг от друга по способу восприятия речи. Глухие овладевают зрительным и слухозрительным восприятием словесной речи.