Коррекционно-оздоровительные упражнения в области двигательной реабилитации детей с нарушением слуха

Педагогические наблюдения и экспериментальные исследования позволяют выделить следующее своеобразие двигательной сферы глухих школьников:

  • недостаточно точная координация и неуверенность движений, что проявляется в основных двигательных навыках;
  • относительная      замедленность    овладения    двигательными навыками;
  • трудность сохранения у глухих статического и динамического равновесия;
  • относительно низкий уровень развития пространственной ориентировки;
  • замедленная реагирующая способность, скорость выполнения отдельных движений и темпа двигательной деятельности в целом;
  • отклонения в развитии моторной сферы: мелкой моторики кисти и пальцев рук, согласованности движений отдельных звеньев тела во времени и пространстве, переключаемости движений,  дифференцировки   и    ритмичности   движений, расслабления,       совокупность        которых      характеризует нарушения координационных способностей;
  • отставание      в    развитии    жизненно    важных    физических способностей – скоростно-силовых, силовых, выносливости и др.

Все эти нарушения в двигательной сфере глухих школьников носят взаимосвязанный характер и обусловлены общими причинами: структурой слухового дефекта, недостаточностью речевой функции, сокращением объема    поступающей    информации,    состоянием двигательного анализатора, степенью функциональной активности вестибулярного анализатора.

 Особенно ярко эта совокупность причин проявляется на координационных способностях, так как они реализуются на дефектной основе сенсорных систем, участвующих в управлении движениями. Поэтому глухие школьники тратят на освоение сложно-координационных навыков значительно больше времени, имеют меньший уровень максимальных достижений по точности и времени движений, а также уступают в статическом и динамическом равновесии слышащим школьникам. 

Сниженный    уровень двигательной сферы глухих и, в частности, координационных способностей (особенно равновесия) объясняется недостаточной функциональной активностью вестибулярного аппарата. При нарушении равновесия у глухих детей младшего школьного возраста отмечается замедленность, скованность и малая амплитуда движений.  Ведущим и решающим фактором в регуляции чувства равновесия у глухих школьников является «мышечное чувство». 

Врожденные или ранние нарушения функций слухового и вестибулярного    анализаторов   приводят    к    снижению    чувства пространственной ориентировки глухих, что проявляется в ходьбе, беге, ориентации в схеме тела, упражнения с предметами. 

При ходьбе с открытыми глазами глухие дети старшего возраста держатся так же, как и слышащие. Однако при ходьбе с закрытыми глазами между глухими и слышащими обнаружена заметная разница. Расстройства равновесия у глухих при отсутствии зрительного контроля отмечаются у 45,7% глухих.

При закрывании глаз глухие лишаются способности ориентироваться в пространстве. У детей школьного возраста отмечается асимметрия при ходьбе. С возрастом степень асимметрии при ходьбе у глухих уменьшается. В более старшем возрасте различий в степени асимметрии при ходьбе между глухими и слышащими нет. Причину уменьшения с возрастом различий у глухих объясняют более длительным стажем ходьбы. При этом глухие отличаются от слабослышащих чрезвычайной вариативностью шагов.

Формирование произвольных движений происходит под воздействием регулирующей функции речи. П. Ф. Лесгафт рекомендовал все движения ребенка сочетать со словесным объяснением.

 Особенности      развития     двигательной     сферы      глухих обусловлены   в    основном   тремя    факторами:     

  • функциональным нарушением некоторых физиологических систем, 
  • отсутствием слуха,
  • недостаточным развитием речи. 

Несформированность моторики и особенности развития психологических функций ставят глухих детей в специфические условия. С потерей слуха значительно снижается объем речевой информации, которая участвует в формировании всех видов деятельности. В связи с этим словесная речь является необходимым фактором при обучении физическим упражнениям и двигательным действиям в процессе физического воспитания, игровой и спортивной деятельности.

 Включение    речевого    материала в содержание занятий физической культуры в школе глухих положительно влияет на накопление и    осмысление    словарного    запаса,    связанного    с формированием     и    совершенствованием     двигательных    умений, навыков и на развитие интеллекта глухого ребенка.  

В качестве методических приемов предлагается использование описания упражнения и его элементов, условия выполнения, показ техники упражнения, выполнение упражнения в облегченных условиях. 

Словесная информация должна состоять из объяснений, методических указаний о названии и последовательности фаз выполнения движений, действия рук, ног, головы, туловища, рекомендации для самоконтроля и исправления ошибок. 

Такой подход способствует освоению спортивной техники,  коррекции двигательных нарушений,    осмыслению двигательной и речевой информации, обогащению специальной лексикой,     активизации     интеллектуальной     деятельности              глухих детей.

Готовность общества к приему лиц с нарушениями в развитии включает благоприятные правовые, финансовые, организационные, информационные, профессиональные условия. В настоящее время необходимо констатировать факт недостаточной проработанности и создания вышеперечисленных условий для интеграции лиц с сенсорными, физическими, интеллектуальными нарушениями в учреждениях и организации физкультурной направленности.

Я. В. Крет утверждает, что задачи коррекции психофизического, в том числе и речевого, развития глухих детей старшего дошкольного возраста наиболее успешно решаются в игровой деятельности с помощью артикуляционной и пальчиковой гимнастики, речевых и подвижных игр, где естественным образом активизируются эмоции и речь, быстрота реакции и координация движений, ориентировка в пространстве и равновесие, мелкая моторика и дыхание. Занятия артикуляционной и пальчиковой гимнастикой в сочетании с подвижными и речевыми играми способствуют не только коррекции психофизического развития, но и создают предпосылки для развития речи и речевой моторики глухих дошкольников.

Последнее изменение: четверг, 10 апреля 2025, 16:06